Сложные вопросы математики

Настоящая программа предусматривает расширение математического кругозора, развитие пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технической математике и развитию логики  у обучающихся.

 Данная  Программа не является повторением программ по внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений, т.к. рассматривает математику только как  необходимое  условие для работы с технической литературой, знакомит с технической терминологией и основными узлами технических объектов, расширяет  целостное представление о связи математики, физики и черчения. Показываются связи с такими науками ( не изучаемыми в школе) как экономика, биохимия, геодезия, сейсмология, метеорология, астрономия.

В этой связи и заключается новизна данной Программы. Т.к. подобную связь не изучают ни по одной школьной программе или программе внеурочной деятельности. Выбор данного направления обусловлен тем, что программа имеет целью в научно – популярной форме познакомить их с различными направлениями применения математических знаний, роли математики в общечеловеческой жизни, культуре, технике; ориентировать в мире современных профессий, связанных с овладением и использованием математических умений и навыков; во-вторых, предоставить возможность расширить свой кругозор в различных областях применения математики,  проверить свои профессиональные устремления, утвердиться в сделанном выборе. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряясь в ситуации неопределенности. Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества.

 

         Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится дополнительной работой в условиях учреждения дополнительного образования. В этом может помочь объединение «Сложные вопросы математики», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий, а также общему развитию личности. Активные методы и  формы обучения в системе дополнительного образования  помогут подготовить детей и подростков к участию в олимпиадном школьном движении, дадут необходимый набором знаний, умений для уверенного и успешного  позиционирования себя в жизни.

         Программа  «Сложные вопросы математики» предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, пространственного воображения, коммуникативных умений воспитанников с применением коллективных форм организации занятий и использованием интерактивных средств обучения, развития интеллектуальных умений воспитанников, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

         Содержание программы направлено на воспитание интереса к предмету, развития наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, самостоятельно работать, решать учебную задачу творчески, а также на развитие правильной математической речи,  для сообщения полезных сведений из истории математики.

         Программа предусматривает потребность в расширении знаний по предметам, склонностей детей к физико-математическому развитию,  возможностей и интересов подростков.

преподаватели

Жокин Александр Иванович

Содержание программы

№ занятия
Наименование разделов и тем
Формы организации
Виды деятельности
1
Рациональные алгебраические системы 4ч.
Урок-моделирование

Урок-исследование

Урок-практикум

Урок-лекция
Умение выдвигать

гипотезы при решении учебных задач,

понимать необходимость их проверки.

Умение самостоятельно ставить цели,

выбирать и создавать алгоритмы для

решения учебных математических проблем.
2
Иррациональные алгебраические задачи 12 ч.
Урок-исследование

Урок - практическая работа Урок-лекция

Урок-практикум

Урок-семинар

Урок-моделирование

Урок-лабораторная работа

 
Умение логически рассуждать при решении задач;

уметь применять полученные знания при решении задач. Умение выдвигать

гипотезы при решении учебных задач,

понимать необходимость их проверки.

Умение самостоятельно ставить цели,

выбирать и создавать алгоритмы для

решения учебных математических проблем.

Умение планировать и осуществлять

деятельность, направленную на  решение задач исследовательского

характера
3
Алгебраические задачи с параметрами 16 ч.
Урок-практикум

Урок-исследование

Урок-лекция

Урок-семинар

Комбинированный урок

Урок решения практических задач

Урок-обобщение

Урок решения олимпиадных задач

 
Уметь применять полученные знания при решении олимпиадных задач. Умение выдвигать

гипотезы при решении учебных задач,

понимать необходимость их проверки.

Умение самостоятельно ставить цели,

выбирать и создавать алгоритмы для

решения учебных математических

проблем.
 

Цели программы

Цель программы: формирование всесторонне образованной и инициативной

      личности, владеющей системой математических знаний и умений, нравственных,

      культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе

      учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и

       непрерывному образованию в современном обществе:

·         обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;

·         формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

·         формирование картины мира.

Результат программы

Планируемые личностные результаты:

·        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

·        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

·        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

·        представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

·        критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

·        креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

·        умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

·        способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

 Планируемые метапредметные результаты:

·        умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решению учебных и познавательных задач.

·        умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

·        осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельно выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

·        умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;

·         умение создавать применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

·         сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;

·        первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

·        умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

·        умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятной информации;

·        умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи и т.п.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

·        умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

·         умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

·        понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

·         умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

·        умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Планируемые предметные результаты:

·        научиться видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

·        находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

·        понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

·        использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач;

·        использовать простейшие статистические характеристики для анализа ряда данных;

·        использовать различные преобразования целых выражений при решении различных уравнений, доказательстве тождеств;

·        решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели  систему двух линейных уравнений с двумя переменными;

·        интерпретировать результаты, полученные при решении системы уравнений.

 

 

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническая база учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Кабинет для занятий объединения обеспечен: партами, стульями, учебными стендами, компьютером, видео- и аудиоаппаратурой, комплексом методических пособий.

Видео