Учись учиться

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность ребенка должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности, что и привносит новизну в данную дополнительную программу «Учись учиться».

В настоящее время перед современным образованием в рамках системно-деятельностного подхода ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. В основе такого понимания лежит идея интеграции. Эта идея возникла на основе всеобщности и единства законов природы и культуры, потому что сами по себе они предполагают объединение, соподчинение, взаимосвязь отдельных компонентов.

В период обучения в начальной школе идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. Введение интеграции предметов позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед образованием и обществом в целом. Интеграция обучения положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интереса обучения. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательные потребности новым содержанием, чтобы сформировать у ребят желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей. Учащимся важно посмотреть на предмет или явление с разных сторон. Взаимосвязи учебных предметов разнообразны и многофункциональны. В ходе работы над проектом могут быть включены знания из разных областей: географии, истории, литературы, биологии, информатики, музыки, изобразительного искусства, технологии, иностранный язык и других школьных предметов. Особенную позицию тут занимает иностранный язык, являясь как бы «беспредметным» (И.А.Зимняя): он используется как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой предмет, открыт для использования материала из различных областей знания, содержания других предметов и включения в проектную деятельность. Итак, стремление к интеграции учебного материала является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса.

В наше информационное время в дополнительном образовании проектная деятельность предлагает детям благоприятную среду для развития конкурентноспособных навыков, что и определяет педагогическую целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Учись учиться».  Умения и опыт, приобретенные в создании проектов, применимы и в общеобразовательной школе и в дальнейшей жизни подрастающего человека. Так как дополнительное образование не подвержено ограничениям и требованиям, предъявляемым к общеобразовательной школе, педагог имеет возможность создать поистине уникальную среду, в которой дети становятся двигателями и генераторами идей, а педагог осуществляет текущей контроль, берет на себя роль консультанта и старшего друга, следит за соблюдением техники безопасности. Таким образом, дети имеют возможность испытать на практике, что означает выбрать для себя интересующую деятельность и взять на себя обязательство по ее выполнению перед коллективом сверстников и контролирующей инстанцией (педагог, потребители проекта). Процесс приобретения учащимся опыта в ходе проектной деятельности можно сравнить с обучение ребенка ходьбе. Те навыки, которые большинство взрослых считают само собой разумеющимися, такие как, например, ходьба или предоставление квартального отчета, требуют от детей соответствующего возраста выхода из зоны комфорта и не всегда возможны без помощи более опытных людей, способных направить ищущий ум и вовремя оказать поддержку при трудностях. Как родитель поддерживает ребенка, пока его шаги не станут достаточно уверенными, так и педагог дополнительного образования поддерживает ребенка или группу детей, выбравших себе цель двигаться от проекта к проекту, пока учащиеся не научатся четко представлять себе, что может им понадобиться для выполнения того или иного проекта.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база

Видео