Учись учиться

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность ребенка должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности, что и привносит новизну в данную дополнительную программу «Учись учиться».

В настоящее время перед современным образованием в рамках системно-деятельностного подхода ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. В основе такого понимания лежит идея интеграции. Эта идея возникла на основе всеобщности и единства законов природы и культуры, потому что сами по себе они предполагают объединение, соподчинение, взаимосвязь отдельных компонентов.

В период обучения в начальной школе идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. Введение интеграции предметов позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед образованием и обществом в целом. Интеграция обучения положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интереса обучения. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательные потребности новым содержанием, чтобы сформировать у ребят желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей. Учащимся важно посмотреть на предмет или явление с разных сторон. Взаимосвязи учебных предметов разнообразны и многофункциональны. В ходе работы над проектом могут быть включены знания из разных областей: географии, истории, литературы, биологии, информатики, музыки, изобразительного искусства, технологии, иностранный язык и других школьных предметов. Особенную позицию тут занимает иностранный язык, являясь как бы «беспредметным» (И.А.Зимняя): он используется как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой предмет, открыт для использования материала из различных областей знания, содержания других предметов и включения в проектную деятельность. Итак, стремление к интеграции учебного материала является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса.

В наше информационное время в дополнительном образовании проектная деятельность предлагает детям благоприятную среду для развития конкурентноспособных навыков, что и определяет педагогическую целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Учись учиться».  Умения и опыт, приобретенные в создании проектов, применимы и в общеобразовательной школе и в дальнейшей жизни подрастающего человека. Так как дополнительное образование не подвержено ограничениям и требованиям, предъявляемым к общеобразовательной школе, педагог имеет возможность создать поистине уникальную среду, в которой дети становятся двигателями и генераторами идей, а педагог осуществляет текущей контроль, берет на себя роль консультанта и старшего друга, следит за соблюдением техники безопасности. Таким образом, дети имеют возможность испытать на практике, что означает выбрать для себя интересующую деятельность и взять на себя обязательство по ее выполнению перед коллективом сверстников и контролирующей инстанцией (педагог, потребители проекта). Процесс приобретения учащимся опыта в ходе проектной деятельности можно сравнить с обучение ребенка ходьбе. Те навыки, которые большинство взрослых считают само собой разумеющимися, такие как, например, ходьба или предоставление квартального отчета, требуют от детей соответствующего возраста выхода из зоны комфорта и не всегда возможны без помощи более опытных людей, способных направить ищущий ум и вовремя оказать поддержку при трудностях. Как родитель поддерживает ребенка, пока его шаги не станут достаточно уверенными, так и педагог дополнительного образования поддерживает ребенка или группу детей, выбравших себе цель двигаться от проекта к проекту, пока учащиеся не научатся четко представлять себе, что может им понадобиться для выполнения того или иного проекта.

преподаватели

Шарапова Маргарита Валерьевна

Содержание программы

Вводное занятие

Понятие «проект». Правила поведения в учреждении и на занятиях. Традиции учреждения. Режим занятий, расписание.

Проведение игр на знакомство детей друг с другом и с педагогом.

Раздел I (31 час). Самые первые проекты.

Формирование понятий: проектная деятельность, проблема, информация Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Способы мыслительной деятельности. Что такое проблема. Понятие о проблеме. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Как мы познаём мир. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Формирование навыков сотрудничества. Что такое команда? Как работать в команде? Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.

Знакомство с деятельностью по созданию различных видов проектов. Этапы проектной деятельности. Первичное знакомство с видами проектов: творческие, игровые (ролево-игровые), технологические, индивидуальные, парные, групповые, комбинированные.

Практическая деятельность по созданию первых проектных работ: Мои игрушки. Я учусь. Моя мама. Семья. Новый год

Раздел II (39 часов). Работа над проектами.

 От проблемы к цели. Требования к формулированию цели. Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения.  Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения. Постановка цели как прогнозируемый результат. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом. Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценки своего проекта. Способы оценки. Из чего складывается успех. Способы преодоления трудностей.

Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление.

Работа над проектами. Работа над полноценными групповыми и индивидуальными проектами. Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Технологические элементы в создании проекта.

Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт. Интерактивность проектного продукта.

Практическая деятельность по созданию проектных работ: Мой дом. Мои друзья. Моя комната. В зоопарке. В кафе. На море.

Заключительное занятие. (1 час) Подведение итогов курса. Выставка проектных работ.

Цели программы

Цель программы: создание условий для успешного овладения обучающимися основ проектной деятельности, формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.

Результат программы

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок педагога, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности проектной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

 - принимать и сохранять учебную задачу;

- применять полученные знания по программам дополнительного образования в учебной школьной деятельности;

 - учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

 - планировать свои действия;

 - осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-  адекватно воспринимать оценку своей работы;

 - различать способ и результат действия;

-  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

 - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

 - владеть основами смыслового чтения текста;

-  анализировать объекты, выделять главное;

 - осуществлять синтез (целое из частей);

-  проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

 - устанавливать причинно-следственные связи;

 - строить рассуждения об объекте;

 - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

 - подводить под понятие и устанавливать аналогии;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

 - допускать существование различных точек зрения;

-  учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

 - договариваться, приходить к общему решению;

 - соблюдать корректность в высказываниях;

 - задавать вопросы по существу;

 - использовать речь для регуляции своего действия;

-  контролировать действия партнера;

 - владеть монологической и диалогической формами речи;

- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническая база учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Кабинет для занятий объединения «Учись учиться» обеспечен: партами, стульями, учебными стендами, компьютером, видео- и аудиоаппаратурой, комплексом методических пособий.

Видео