Дополнительная общеразвивающая программа «Кубарики» предлагает инновационный вариант реализации задач познавательного, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Конструирование позиционируется как универсальная деятельность — созидательная, преобразующая, творческая, в которой каждый ребенок приобретает опыт самореализации, самовоспитания, саморазвития.
Программа создает условия для формирования элементов конструкторского мышления и конструкторских умений для использования в дальнейшей школьной жизни ребенка. Она наполнена конструкторско-практической деятельностью учащихся, в которой находит подкрепление и развитие мыслительной деятельности детей. Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, размер, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. При конструировании у детей вырабатываются обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать образцы (предметы). Дошкольники учатся планировать работу, представляя её в целом, контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.
Предлагаемые в Программе виды деятельности являются целесообразными для детей дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности ребенка-дошкольника, уровень умений и навыков учащихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.
Занятия по данной программе с дошкольниками способствуют развитию творческих способностей ребенка, воображения, логического мышления, мелкой моторики и координации, приобретаются конструктивные навыки, развивается творческая активность ребёнка.
Общеразвивающая программа «Кубарики» технической направленности (далее -Программа) адаптирована для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она составлена на основе методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области, с учетом современных требований
преподаватели
Лифинова Елена Валентиновна
Молчанова светлана Юрьевна
Руднева Татьяна Станиславовна
Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория. Введение в Программу и знакомство с детским коллективом, правилами поведения в учреждении и на занятиях. Экскурсия по учреждению. Организация рабочего места. Учебные принадлежности, необходимые для занятий. Правила сохранения осанки.
Практика. Упражнения в правильной посадке за партой и правильной организации рабочего места.
2. Логика
Практика. Умение сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности; умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей; умение ориентироваться на существенные признаки объектов (предметов) и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменения во времени; умение подчиняться законам логики, обнаруживать закономерности, строить гипотезы и выводить следствия; умение проводить логические операции и аргументировать их. Выполнение логических заданий с использованием блоков Дьенеша, квадратов Никитина, счётных палочек, планшета – резиночки.
3. В мире геометрии
Теория. Знакомство с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник), их элементы и признаки.
Знакомство с геометрическими телами: шар, куб, параллелепипед, конус, пирамида. Знакомство с видами углов: прямой, острый, развёрнутый, тупой. Знакомство с понятиями: точка, прямая, кривая и ломаная линии, луч.
Практика. Классификация геометрических фигур и тел по цвету, форме, размеру. Упражнения в распознавании фигур, конструирование фигур из счётных палочек. Упражнения в умении копировать образец по схеме-помощнику. Моделирование геометрических фигур: составление из нескольких треугольников многоугольника, из нескольких маленьких квадратов — одного большого прямоугольника, из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник и т.д. Преобразование (комбинаторика) геометрических фигур по заданию. Конструирование фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств. Составление тематические композиции из фигур по заданию и по собственному замыслу.
Упражнения на нахождение блока нужной формы, логические задания с блоками Дьенеша.
4. Конструирование и комбинаторика
Теория. Знакомство с приёмами конструирования и комбинаторики. Знакомство с языком символов: схема- помощник, карточки – свойства.
Практика. Составление разнообразных объектов (фигур, предметов) путем: конструирования по образцу, конструирование по модели (усложненная разновидность конструирование по образцу), конструирование по условиям, конструирование по теме, конструирование по замыслу, конструирование по простейшим чертежам и схемам. Выполнение аппликаций, работа с пластилином и бумагой, счетными палочками, квадратами Никитина, блоками Дьенеша, выполнение заданий с пособием «Колумбо яйцо», планшетом–резиночки, Комбинаторика, преобразование объектов (фигур, предметов) путём комбинирования цвета или формы. Работа с логическими блоками Дьенеша и моделирование важных понятий математики и информатики с помощью блоков: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; построение высказываний с союзами "и", "или", частицей "не". Выявление и абстрагирование свойств; сравнение предметов по заданным свойствам; классификация и обобщение. Выполнение логических заданий: «Цепочка», «Гусеница», «Чего не хватает?», «Найди девятый элемент!»
Цели программы
Основная цель Программы - способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.
Результат программы
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- логически рассуждать и выполнять задание по схеме, образцу педагога;
- самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов); устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью);
- находить части целого множества и целое по известным частям;
- делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть;
- собирать целое из частей;
- различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.)
- различать и называть геометрические тела: шар, куб, конус, пирамида, параллелепипед;
- различать углы: прямой, острый, развёрнутый, тупой;
- конструировать по образцу, простейшей схеме, замыслу;
-сравнивать объекты (предметы, геометрические фигуры и тела) по заданным свойствам;
-классифицировать и обобщать;
- преобразовывать фигуры (выполнять простейшие задания по комбинаторике);
- работать самостоятельно, в подгруппе, в паре.
Особые условия проведения
нет
Материально-техническая база
Материально – техническое обеспечение соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41):
· Кабинет с учебной и игровой зонами, оборудованный мебелью, соответствующей возрасту детей;
· Магнитно-меловая доска;
· Индивидуальные маркерные доски, маркеры;
· Учебно-дидактические пособия.