Кубарики

Дополнительная общеразвивающая программа «Кубарики» предлагает инновационный вариант реализации задач познавательного, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.  Конструирование позиционируется как универсальная деятельность — созидательная, преобразующая, творческая, в которой каждый ребенок приобретает опыт самореализации, самовоспитания, саморазвития.

    Программа создает условия для формирования элементов конструкторского мышления и конструкторских умений для использования в дальнейшей школьной жизни ребенка. Она наполнена конструкторско-практической деятельностью учащихся, в которой находит подкрепление и развитие мыслительной деятельности детей. Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета, образца  (форму, размер, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. При конструировании у детей вырабатываются обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать образцы (предметы). Дошкольники учатся планировать работу, представляя её в целом, контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.

     Предлагаемые в Программе виды деятельности являются целесообразными для детей  дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности ребенка-дошкольника, уровень умений и навыков учащихся,  а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

     Занятия по данной программе с дошкольниками способствуют развитию творческих способностей ребенка, воображения, логического мышления,  мелкой моторики и координации, приобретаются конструктивные навыки, развивается  творческая активность ребёнка.

     Общеразвивающая программа «Кубарики» технической  направленности (далее -Программа) адаптирована для детей в возрасте от 5  до 7 лет. Она составлена на основе методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области, с  учетом современных требований

преподаватели

Лифинова Елена Валентиновна

Молчанова светлана Юрьевна

Руднева Татьяна Станиславовна

Содержание программы

1.      Вводное занятие

Теория. Введение в Программу и знакомство с детским коллективом, правилами поведения в учреждении и на занятиях. Экскурсия по учреждению. Организация рабочего места. Учебные принадлежности,  необходимые для занятий. Правила сохранения осанки.

Практика. Упражнения в правильной посадке за партой и правильной организации рабочего места.

 

2. Логика

Практика.  Умение  сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности; умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей; умение ориентироваться на существенные признаки объектов (предметов) и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их  изменения во времени; умение подчиняться законам логики, обнаруживать закономерности, строить гипотезы и выводить следствия; умение проводить логические операции и аргументировать их.  Выполнение логических заданий с использованием блоков Дьенеша, квадратов Никитина, счётных палочек, планшета – резиночки.

 

3. В мире геометрии

Теория. Знакомство с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник), их элементы и признаки.

Знакомство с  геометрическими телами: шар, куб, параллелепипед, конус, пирамида.  Знакомство с видами углов: прямой, острый, развёрнутый, тупой. Знакомство с понятиями: точка, прямая, кривая и ломаная линии, луч.

Практика. Классификация геометрических фигур и тел по цвету, форме, размеру. Упражнения в распознавании фигур, конструирование фигур из счётных палочек. Упражнения в умении копировать образец по схеме-помощнику. Моделирование геометрических фигур: составление из нескольких треугольников многоугольника, из нескольких маленьких квадратов — одного большого прямо­угольника, из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник и т.д. Преобразование (комбинаторика) геометрических фигур по заданию. Конструирование фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств. Составление тематические компо­зиции из фигур по заданию и по собственному замыслу.

Упражнения на нахождение блока нужной формы, логические задания с блоками Дьенеша.

 

4. Конструирование и комбинаторика

Теория. Знакомство с приёмами конструирования и комбинаторики. Знакомство с  языком символов: схема- помощник, карточки – свойства.

Практика.  Составление  разнообразных объектов (фигур, предметов) путем: конструирования  по образцу, конструирование по модели (усложненная разновидность конструирование по образцу), конструирование по условиям, конструирование по теме, конструирование по замыслу, конструирование по простейшим чертежам и схемам. Выполнение  аппликаций, работа с пластилином и бумагой, счетными палочками, квадратами Никитина, блоками Дьенеша, выполнение заданий с пособием «Колумбо  яйцо», планшетом–резиночки, Комбинаторика, преобразование объектов (фигур, предметов) путём комбинирования цвета или формы.  Работа с логическими блоками Дьенеша  и моделирование важных понятий  математики  и информатики с помощью блоков: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; построение высказываний с союзами "и", "или", частицей "не".  Выявление и абстрагирование свойств; сравнение предметов по заданным свойствам; классификация и обобщение. Выполнение логических заданий: «Цепочка», «Гусеница», «Чего не хватает?», «Найди девятый элемент!»

Цели программы

Основная цель Программы - способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.

Результат программы

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ   ОБУЧАЮЩИЕСЯ  ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- логически рассуждать и выполнять задание по схеме, образцу педагога;

- самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие об­щий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов); устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью);

- находить части целого множества и целое по известным частям;

- делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать це­лый предмет и его часть;

- собирать целое из частей;

- различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.)

- различать и называть геометрические тела: шар, куб, конус, пирамида, параллелепипед;

- различать углы: прямой, острый, развёрнутый, тупой;

- конструировать по образцу, простейшей схеме, замыслу;

-сравнивать объекты  (предметы, геометрические фигуры и тела) по заданным свойствам;

-классифицировать  и обобщать;

- преобразовывать фигуры (выполнять простейшие задания по комбинаторике);

- работать самостоятельно, в подгруппе, в паре.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение соответствует действующим  санитарно-эпидемиологическим требованиям  к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41):

·         Кабинет с учебной и  игровой зонами, оборудованный мебелью, соответствующей возрасту детей;

·         Магнитно-меловая доска;

·         Индивидуальные маркерные доски, маркеры;

·         Учебно-дидактические пособия.

Видео