"Основы медицинских знаний" (3 год обучения)

В современных условиях развития общества проблемы здоровья и здорового образа жизни стоят очень остро. Состояние здоровья человека неразрывно связано с экологической обстановкой и наличием элементарных знаний в области анатомии, физиологии, медицины, что и обусловило создание данной программы и ее востребованность.
Программа предполагает изучение основ медицинских знаний и санитарно-гигиенических требований, выработку практических навыков оказания первой помощи, просвещения в области молодёжных проблем, этики и физиологии, знакомство с профессией медработника.
Концептуальной основой содержания программы является неразрывная связь особенностей строения организма человека с функциями и процессами, протекающими в нем, предусмотрена практико-ориентированная деятельность обучающихся по оценке своего здоровья, предоставляющая возможности для самопознания и саморазвития учащихся. 
Ежегодные медицинские осмотры школьников свидетельствуют о том, что у многих из них есть комплекс заболеваний. Это и нарушение зрения, осанки, сколиоз, нервно-психические расстройства, отравления.Для решения этих проблем важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей и подростков. Поэтому приоритетным направлением при обучении является формирование принципов здорового образа жизни.
Содержание курса направлено на выработку у подрастающего поколения положительных социальных качеств личности: уверенности в себе, определение своего профессионального пути, выносливости, самообладания, желание укрепить свое здоровье, рационально использовать природный потенциал своего организма.
Занятия помогают детям увидеть мир с точки зрения здорового образа жизни, лучше его понять, грамотно ориентироваться в обилии медицинской информации
 

преподаватели

Куропатина Галина Михайловна
Шохина Светлана Викторовна
Афанасьева Людмила Евгеньевна
Малышева Галина Ахъяровна

Содержание программы

1.     Введение. Основные задачи первой медицинской помощи
2.     Первая медицинская помощь при внезапных заболеваниях. Профилактика сколиозов и нарушения осанки. Причины и признаки возникновения аллергических реакций. Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях и заболеваниях органов пищеварения. Интерактивное пособие «Человек. Строение человека», тренажёр-манекен «Максим». Аптечка первой помощи универсальная
3.     Инфекционные заболевания.Профилактика инфекционных заболеваний. Эпидемический процесс, его основные факторы и закономерности. Иммунитет и восприимчивость организма к инфекционным болезням. Календарь прививок. Цифровой usb-микроскоп, микроскоп стереоскопический (бинокуляр)
4.      Дезинфекция. Понятие о дезинфекции, виды дезинфекции, методы и средства дезинфекции. Организация дезинфицирующих мероприятий в школьном учреждении. Характеристика основных средств дезинфекции
5.     Стерилизация. Понятие о стерилизации, методы и способы стерилизации
6.     Травматический шок и противошоковые мероприятия.Комплект необходимых средств для оказания первой медицинской помощи
7.     Первая медицинская помощь при отравлениях бытовыми и сильнодействующими ядовитыми веществами. Общие принципы диагностики и оказания неотложной помощи при отравлениях. Первая помощь при укусах ядовитых животных и пчел.Комплект необходимых средств для оказания первой медицинской помощи. Тренажер для эвакуации и оказания первой медицинской помощи «Алекс»
8.     Детский травматизм. Причины детского травматизма. Классификация детского травматизма. Оказание первой неотложной помощи при различных видах травм. Меры профилактики
9.     Реанимация. Неотложная помощь в критических ситуация. Критерии эффективности проведения реанимационных мероприятий
10.   Уход за пострадавшими и больными. Определение физиологических показателей организма человека (частота дыхательных движений, величина артериального давления, частота пульса). Измерение температуры тела. Техника постановки медицинских банок, горчичников. Правила применения грелки, пузыря со льдом, компрессов. Десмургия. Правила наложения бинтовых повязок. Манометр
11.   Лекарственные средства. Правила хранения и пользования лекарственными средствами. Аптечка первой помощи универсальная
12.   Основы здорового образа жизни. Спорт как средство укрепления здоровья.Режим дня – основа здорового образа жизни
13.   История Российского общества Красного Креста. Международная деятельность Российского общества Красного Креста. Гуманитарная деятельность общества Красного Креста

Цели программы

Формирование целостной системы биологических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности с системно-творческим мышлением и практическими способностями в области медицины, а также создание условий для профессионального самоопределения обучающихся выбравших профессии связанные с медициной

Результат программы

Освоив стартовый уровень программы, учащиеся научатся:
объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе;
объяснять зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
изучать самого себя и процессы жизнедеятельности человека;
ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов;
выявлять взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи при отравлении, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, травмах, кровотечениях, спасении утопающего

Особые условия проведения

Программа реализуется в условиях соблюдения следующих педагогических подходов: 
· Индивидуальный подход: педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей воспитанников (темперамента, характера, склонностей, интересов и т.д.).
· Дифференцированный подход: определение конкретным детям задач в соответствии с их личностными характеристиками, постоянный анализ итогов работы, своевременное внесение корректив в методику работы с учетом особенностей каждого ребенка.
· Опора на положительное в личности и группе: изучение и знание индивидуальных положительных и социально-психологических качеств детей, подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания, умелое использование положительного примера, побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию, терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в себе

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы созданы необходимые и специальные условия соответствующие «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
 Кабинет для занятий - это светлое, просторное помещение. В нём есть достаточное дневное и вечернее освещение; его легко проветрить. Эстетическое оформление кабинета, чистота и порядок, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.

Оборудование:
тонометр для измерения кровяного давления, фонендоскоп, микроскоп, набор гистологических препаратов по теме «Ткани», скелет человека, бинты разных размеров, вата, йод, пинцет, марля, шины, булавка английская, рентгенограммы.
 
Дидактический материал:
комплект таблиц по «Анатомии, физиологии и гигиене человека», атлас по «Анатомии человека», обучающие фильмы, набор моделей органов человека, влажные препараты, скелет человека.
Информационное обеспечение программы: принтер, сканер, мультимедийный проектор, экран, компьютер