"Экомир" (2 год обучения)

Дополнительная общеобразовательная программа «Экомир» построена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Программа основана на развитии  интереса к познаниям в экологии, потребности в изучении живой и неживой природы,  любознательности, смекалки,  сообразительности детей, развитии логического мышления детей.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Отличительной особенностью данной программы является взаимосвязь научно-исследовательской и художественной направленности. В программу включены занятия по работе с природным материалом, которые направлены на развитие творческого потенциала ребенка,  сближение детей с родной природой,  воспитание бережного, заботливого отношения к ней, формирование трудовых навыков при работе с природным материалом.
Не каждый станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой

преподаватели

Марьева Елена Юрьевна
Уколова Елена Дмитриевна

Содержание программы

1.    Понятие экология. Просмотр видеофильмов: «Улыбка природы», «Мальчик и Земля».
2.    Живая и неживая природа.
Выделение отличительных признаков живой природы. Характерные этапы развития живых организмов. Люди - часть природы. Заповедники нашей страны. Экологические цепочки. Место данных материалов в природе, как они добываются, как их использует человек. Круговорот воды в природе. Просмотр видеофильмов: «Красная книга», «Заповедники России», «Вода в природе».
3.    Человек. Человек и его окружение. Происхождение слова «семья». Все мы — соседи по планете. Как устроено тело человека. Забота о своем здоровье. Ситуации, приносящие вред здоровью. Моя безопасность. Предметы, опасные для жизни и здоровья. Оказание первой помощи при различных травмах. Просмотр видеофильмов «Строение человека», «Органы чувств», «Если ты дома один», «Опасные предметы».
4.    Растительный мир.
Представление о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, в лесу, в океане, в горах, в тундре. Установление причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. Растительный мир Земли. Лекарственные растения. Взаимосвязь растительного мира и человека. Рассматривание набора открыток «Растения на службе у человека». Просмотр видеофильмов «Разнообразие растительного мира на Земле», «Эти удивительные растения», «Строение плода», «Почва», «Мир лекарственных трав».
5.    Животный мир. Экосистемы. Взаимосвязь животных и растений в условиях жизни в экологических системах. Многообразие подводного мира. Просмотр видеофильмов «Животный мир», «Кто живет в лесу», «природа луга», «Подводный мир», «Экосистема».
6.    Лесные ремёсла. Растения-красители. Рисуем природными красками. Беседы о народных промыслах. 
7.    Мой дом за окном. Дом, в котором мы живём. Я и моё окружение. Мой дом, моя семья. Комнатные растения в квартире, в учебном кабинете. Игры: «Я знаю все растения», «Помогаю всем всегда».
8.    В сетях жизни. О нитях, сплетающихся в сети. Вместе безопаснее.
9.    Общий дом - общие проблемы. Игра: «Вместе мы сила!»

Цели программы

Воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе, привитие основ экологической культуры у младших школьников

Результат программы

Освоив стартовый уровень программы,у учащихся будут сформированы:
представления о разнообразии живой и неживой природы;
навыки заготовки, сушки и хранения растений составления для дальнейшей работы с ними;
расширится диапазон экологических знаний об окружающем мире;
появится интерес к изучению экологии.
Освоив стартовый уровень программы,у учащихся будут развиты личностные компетенции учащихся в области:
бережного отношения к природе;
личностно-ценностного отношения к природе;
укрепления  связи с окружающей средой; 
появится мотивированная заинтересованность содержанием программы не только учащихся, но и их родителей;
сформируется экологическая культура.
Освоив стартовый уровень программы,у учащихсябудут развиты метапредметные связи:  
дети адаптируются к реальной действительности, к местной социально-экономической и социально-культурной ситуации;
сформируются  способности и готовность к использованию экологических и творческих знаний и умений в повседневной жизни, в школе на уроках биологии, географии, краеведения;
развита мотивация к изучению экологии;
развита мотивация к самостоятельности;
развиты основы мировоззрения и нравственной позиции

Особые условия проведения

Программа реализуется в условиях соблюдения следующих педагогических подходов: 
Индивидуальный подход: педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей воспитанников (темперамента, характера, склонностей, интересов и т.д.).
Дифференцированный подход: определение конкретным детям задач в соответствии с их личностными характеристиками, постоянный анализ итогов работы, своевременное внесение корректив в методику работы с учетом особенностей каждого ребенка.
Опора на положительное в личности и группе: изучение и знание индивидуальных положительных и социально-психологических качеств детей, подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания, умелое использование положительного примера, побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию, терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в себе

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы созданы необходимые и специальные условия соответствующие «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
 Кабинет для занятий - это светлое, просторное помещение. В нём есть достаточное дневное и вечернее освещение; его легко проветрить. Эстетическое оформление кабинета, чистота и порядок, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Центр кабинета  свободен и служит для проведения игр, физкультминуток, коллективных творческих игр-тренингов. Всё это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
Информационное обеспечение программы:
Принтер, сканер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер, обучающие фильмы. Интернет-ресурсы, содержащие обучающие аудио-видео-фото источники