Коррекция ОНР у детей школьного возраста (г. Красноармейск)

 

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости школьников, имеющих различные нарушения устной речи. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением общего недоразвития речи.
Общая проблема коррекционно-развивающего обучения школьников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте, к полноценному овладению русским языком.

преподаватели

Учитель-логопед первой квалификационной категории: Бокшиц Галина Сергеевна. 

Учитель-логопед первой квалификационной категории: Гутникова Олеся Тарасовна.

Учитель-логопед первой квалификационной категории: Мальгина Екатерина Анатольевна.

Содержание программы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения;
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
3. Формирование связной речи;
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
5. Формирование полноценных учебных умений;
6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Цели программы

Цель программы - комплексная логопедическая коррекция, создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию письменной и устной речи младших школьников в рамках ОО.

Результат программы

К концу первого года коррекционных занятий обучающиеся научатся:

  • правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство;
  • четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
  • называть отличия гласных и согласных звуков;
  • правильно обозначать звуки буквами;
  • производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
  • дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
  • определять место ударения в слове.

Особые условия проведения

1) Кадровые условия:

1. Образовательная организация, реализующая программу для обучающихся с нарушениями устной и письменной речи, должна быть укомплектована педагогическими, руководящими и иными работниками имеющими, профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности.

2. Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной работы обучающихся должны иметь высшее профессиональное образование.

2) Материально-технические условия:

1. Организация пространства:

- помещение для проведения занятий, соответствующее СанПин;

 - оборудование кабинета учителя-логопеда соответствующей СанПин мебелью.

2. Организация временного режима дня:

- занятия с детьми старшего дошкольного возраста по 30 минут 2 раза в неделю;

- занятия с детьми младшего школьного возраста по 40 минут 2 раза в неделю.

3) Программно-методические условия:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.

2. Каше Г.А,  Исправление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся. - М.: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерство просвещения РСФСР" 1960 г.

3. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.

4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.

6. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.

7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.

8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.

9. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.

10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.

11. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.

12. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.

Материально-техническая база

Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы:

1) ПК, ноутбук, принтер, сканер, телевизор, музыкальный центр и подборка CD c записью музыкального сопровождения.
2) Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования, кушетка. 
3) Зеркала: настенное большое зеркало, индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей.
4) Доска магнитная.
5) Зонды логопедические; одноразовые шпатели; средства для санитарной обработки инструментов.
6) Музыкальные игрушки для развития физиологического дыхания.
7) Игрушки.
8) Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики,  шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики.

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:

Пособия и материалы для обследования речи детей.
Альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.
Пособия по развитию словарного запаса по темам: обобщающие понятия, предмет и части, части тела человека и животных, слова-действия, признаки предметов, слова-антонимы, слова с переносным значением и т.п.
Пособия по развитию: грамматического строя речи; связной речи; оптико-пространственных ориентировок.
Пособия по развитию графомоторных навыков.
Пособия по развитию мелкой моторики рук.

Пособия для развития мышления, внимания, памяти, сенсорного восприятия:

Дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и другие изображения букв, в том числе со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради, прописи и т.п.