«ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ» ПФДОД

Раздел программы:

1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Театр как вид искусства.
2. Игровой тренинг

3. Основы сценической речи (речевой тренинг)
4. Основы сценического движения
5. Сценическое действие. Театрализация.
6. Актёрское мастерство
7. Итоговое занятие.

преподаватели

Магницкая Юлия Геннадиевна - педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

 

Расписание

Занятия могут проводится в режиме 2 учебных часа 1 раз в неделю, либо по 1 учебному часу 2 раза в неделю, в зависимости от расписания.  Время занятия от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста учащихся)

Содержание программы

Тема 1. Театр как вид искусства

Теория. Техника безопасности на занятиях. Введение в курс обучения. Отличие театра от других видов искусства. Многообразие театральных форм. Художественное восприятие действительности. Представление о театре, история возникновения театра. Знакомство с разными жанрами спектаклей. Установка правил поведения на уроках, в коллективе, на сценических площадках. Этикет зрителя. Взаимоуважение.

Практика.  Игры-тренинги, упражнения на знакомство.     Раскрепощение детей в группе. Просмотр и обсуждение образцов отечественного искусства (фильмы-спектакли). Беседа-знакомство. Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они посещали? Что запомнилось? Какие спектакли смотрели? Какие любимые сказочные персонажи? Кого бы хотели сыграть?

Тема 2. Игровой тренинг

Теория. Гимнастика чувств или «Для чего нужен актерский тренинг». Сценическое внимание. Смотреть и видеть. Коллективное творчество и общение.

Практика. Выполнение тренингов, упражнений. Тренинги на развитие воображения («Мысленное путешествие»), тренинги на развития внимания («Посмотри вокруг»).  Театральная игра «Чем интересна роль?» Формирование навыков работы над задуманным образом, используя средства сценической выразительности. Этюды на заданную тему. Упражнения на коллективную согласованность. Практические упражнения на формирование и развитие умения видеть себя со стороны, создавая логичную картинку, понятную зрителю. Работа над ориентированием в сценическом пространстве, как на сцене, так в аудитории, умением заполнять собой сценическое пространство, умением чувствовать партнера и себя относительно партнера. В одиночных этюдах- тренировка умения действием заполнить пространство.

Тема 3. Основы сценической речи

Теория. Понятие «Сценическая речь». Культура речи. Культура речи в актерской профессии. Понятие дикции. Голос – инструмент актера. Фонационное дыхание. Развитие диапазона голоса. Что значит красиво говорить? Беседа о словах – паразитах в речи. Интонация, динамика, темп речи. Сценическая речь во взаимодействии с сценическим движением, фонограмма.

Практика. Упражнения на фонационное дыхание, на свободное звучание, тренировка сонорных согласных, гласных, собранность звука, свобода нижней челюсти. Развитие диапазона голоса. Практические задания сочинить мини – сочинение. Чтение стихотворений, скороговорок, пословиц, сказок, чтение по ролям. Работа над сценами спектакля без фонограммы и с ней.

Тема 4. Основы сценического движения.

Теория. Мышечная свобода. Основной закон органического поведения человека в жизни. Освобождение мышц, физических зажимов и мускульная свобода - это первый этап к органичному существованию на сцене. Перекат напряжения из одной части тела в другую. Снятие телесных зажимов. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности. Ритмопластика массовых сцен и образов. Взаимосвязь физического самочувствия и внутреннего состояния актёра. Память органов чувств. Эмоциональная память.

Практика. Упражнения на координацию движений. Координация движений при помощи музыки. Движение в песне. Мускульный контролер. Целесообразное мышечное напряжение: Разведка мышц. Норма напряжения. Мускульная энергия. Тренинг на расслабление. Напряжение и расслабления мышц ног, рук, туловища, головы, лица. Напряжение- расслабление по счету, перекат напряжения, зажимы по кругу.  Постановка жеста.     Оправдание жеста. Случайная поза. Статуя. Скульптура по памяти. Оправдание поз в движении. Упражнение «Зеркало» (повтор позы).  Память движений. Взаимоотношения «режиссер – актер». Умение слышать задачи режиссера и выполнять основную режиссерскую задачу. Диалоговые сценки, мимические этюды. Работа над образами спектакля. Мизансцена (расположение на сценической площадке) – должна быть действенной, «говорящей». Примерное упражнение: «Стоп-кадры» – построить мизансцену на различные темы. Овладеть логикой построение мизансцены. Знакомство с основными правилами сценического этикета.

Цели программы

Цель программы: развитие творческой активности ребенка средствами театральной деятельности, приобщение детей к театральному искусству посредством малых форм театрализации с музыкальным оформлением (спектакли, литературно-музыкальные композиции, инсценировки).

Результат программы

Результатом освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральное творчество от истоков к современности» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- овладение элементами органического сценического действия,

- освоение элементов актерского мастерства на основе культуры звучащего слова и сценического действия

- овладение умениями и навыками для приспособления в любой игровой ситуации, умения создавать образы в различных ситуациях,

- знания театральной терминологии,

- знание основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии, драмы;

- знания основ техники безопасности при работе на сцене.

Предметные результаты

- улучшить координацию движений и свободно владеть своим телом;

- навыки музыкально пластического интонирования;

- навыки публичных выступлений;

- навыки участия и самореализации в разнообразных сферах творческой деятельности.

- наличие кругозора в области театрального искусства и культуры.

- юные артисты получат общие и специальные способности: образное мышление, фантазия, актерские способности, а также навыки речевой импровизации, непринужденного поведения, свободного владения словом.

Личностные результаты

- понимать роль театральной деятельности в жизни человека;

- определять по характерным признакам театральных композиций к соответствующему направлению и стилю

- готовность к личностному самоопределению, саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- полноценно реализовать свой творческий потенциал посредством театрального искусства, литературы, музыки;

- творчески мыслить и самовыражаться  в творческой форме.

Метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) в соответствии с возможностями своего организма;

- умение работать в команде: находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

 

Особые условия проведения

Прием для обучения по программе осуществляется без особых условий и дополнительного отбора.

Прием учащихся в объединение производится на через сайт https://uslugi.mosreg.ru/services/20712 на основании заявления от родителей (законных представителей).

Материально-техническая база

Просторный светлый, хорошо проветриваемый кабинет и сценическая площадка (актовый зал) оборудованный световой техникой, аудио- и видеоаппаратура, ширмы, театральный реквизит.

Форма одежды облегчённая, предпочтительно спортивная обувь, мягкая (чешки, кроссовки).

Стоимость

Обучение по программе осуществляется за счет средств ПФДОД.

Видео