Лыжные гонки

  •        На изучение программы отводится 72 чача в год (2 часа в неделю)
  • Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия лыжным спортом могут только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети и подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются в последствии на всю жизнь.
  • Высокий уровень эффективности работы учебной группы может быть достигнут только при условии хорошо продуманного учебно-тренировочного процесса
    Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики лыжного спорта.

    В реализации программы принимают участие мальчики и девочки

преподаватели

 

 Кабанов Илья Владимирович, учитель физической культуры 1 квалификационной категории.

Содержание программы

Теоретическая подготовка

1.         Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.

Порядок и содержание работы секции.  Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.

 

2.  Правила поведения и техника безопасности на занятиях.

 Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

Поведение на улице во время движения к месту занятия и па учеб­но-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжны­ми палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыж­ного снаряжения.

Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных по­годных условиях

3.Закаливание, режим дня, врачебный контроль и гигиена спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений па мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Зна­чение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса.

4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Значение правильной техники для достижения высоких спортив­ных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при перед­вижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям, оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила пове­дения на соревнованиях.

 

Практическая подготовка

1.Общая физическая подготовка.

Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на раз­витие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упраж­нения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

2.         Специальная физическая подготовка.

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, пре­имущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических дня лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

3.         Техническая подготовка.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов тех­ники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обуче­ние технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стой­ках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основ­ными элементами конькового хода.

4.         Контрольные упражнении и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготов­ленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистан­циях 1-2 км, в годичном цикле.

 

Цели программы

Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся

- Воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта.

 

Результат программы

  • В результате курса «Лыжные гонки» учащиеся должны знать:

    ·         значение лыжного спорта в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

    ·         прикладное значение лыжных ходов;

    ·         правила безопасного поведения во время занятий лыжной подготовкой;

    ·         названия разучиваемых лыжных ходов;

    ·         технику выполнения предусмотренных учебной программой;

    ·         типичные ошибки при выполнении упражнений;

    ·         упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

    ·         контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

    ·         основное содержание правил соревнований;

    ·         игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты.

    уметь:

    ·         соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лыжной подготовкой;

    ·         технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой контрольные упражнения (двигательные тесты);

    ·         контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по лыжной подготовке;

    ·         выполнять обязанности судей.

     

     

     

Особые условия проведения

  • Основными показателями выполнения программных требований на данном этапе начальной подготовки являются следующие показатели:

    стабильность состава занимающихся;

    динамика прироста показателей физической подготовленности;

    уровень освоения основ техники лыжных гонок.

Материально-техническая база

  • Спортзал, стадион

     

    мячи волейбольные

    мячи набивные

    лыжи, палки, ботинки

    скамейки

    спортивные тренажёры

    скакалки

    гантели