"Шахматы "Ладья" (72 ч.) МОУ гимназия №56

Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

преподаватели

Киндсфатер Сергей Викторович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Расписание

Один раз в неделю по два академических часа с перерывом 10 минут. 1 академический час - 45 минут

Содержание программы

Введение. Безопасность дорожного движения. История шахмат, шахматная доска, комплект и расстановка фигур. Шахматная партия. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Рокировка. Шах, мат и пат. Тестирование № 1 (урок 1-3). Шахматная нотация. Ценность фигур. Результат партии. Шахматная нотация. Правила передвижения ладьи, слона и ферзя. Правила передвижения коня, короля и пешки. Матование одинокого короля. Тестирование № 2 (урок 5-9). Превращение пешки. Ценность шахматных фигур. Фигура против пешки. Размен. Шах. Защита от шаха. Элементарные пешечные окончания. Правило квадрата. Тестирование № 3 (урок 12-14). Мат. (ладьей, слоном, ферзем). Мат. (конем, пешкой, превращением пешки). Рокировка
Общие положения о развитии фигур. Три стадии шахматной партии. Тестирование № 4 (урок 17-18). Основные принципы шахматной игры. Дебют. Учебные партии. Дебют. Учебные партии. Силовые методы в шахматах. Тестирование № 5 (урок 21- 24). Двойной удар ладьей, слоном, королем. «Вилка». Двойной удар конем, пешкой, ферзем. «Вилка». Форсированный вариант. Сквозной удар ладьей, слоном, ферзем. Цугцванг. Промежуточные ходы. Тестирование № 6 (урок 28-30). Материальное преимущество. Взаимодействие фигур.
Позиционное преимущество. Тактические удары. Связка. Пат. Линейный мат. Тактические удары. Тестирование № 7 (урок 33-37). Мат королем и ферзем. Взятие на проходе. Задание «Лабиринты». Атака на короля. Тестирование № 8 (урок 39-40). Задание «Лабиринты». Атака на короля. Тестирование № 9 (урок 42-43). Задание «Как бы вы сыграли?». Особенности шахматного спорта. Тестирование № 10. День игры. Шахматные задачи и этюды. День игры. Шахматные задачи и этюды. Тестирование № 11. Шахматные задачи и этюды. День игры. Мат при помощи «связки». Мат при помощи «открытого нападения». Мат при помощи «двойного шаха». Двойной шах. Учебная партия. Задачи. День игры. Подготовка мата. Взаимодействие фигур. Атака на короля. Задачи (мат в два хода). День игры. Учебные партии. Задачи. День игры. Защита от угрозы мата. Ловля слона, ладьи, коня. День игры. Ловля ферзя. Связки. Открытый шах. Открытое нападение. Эндшпиль. Финальный турнир. Финальный турнир.

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся.

Результат программы

Дети будут знать:

· шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёр, начальное положение, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

· название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода, и взятие каждой фигурой.

Дети будут уметь:

· Ориентироваться на шахматной доске, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другим фигурами;

· правильно размещать шахматную доску между партнёрами, правильно расставлять фигуры перед игрой;

· различать горизонталь, вертикаль, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Шахматные доски с набором шахматных фигур. Демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур. Шахматные часы. Шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий. Шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации.Мешочек, сшитый из любой ткани для игры "Волшебный мешочек".Имеется мультимедийное оборудование, ПК.

Стоимость

00.00