ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО

   Программа "Говорим правильно" осуществляет комплексный подход по преодолению нарушений речи у детей. Она включает в себя систему упражнений, направленных на формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки и коррекции звуков.

   Особенностью данной программы является то, что она предполагает новое решение проблем дополнительного образования, а именно: оказание своевременной помощи учащимся, не справляющихся с основной учебной нагрузкой или имеющих трудности в усвоении учебного материала  из-за имеющихся у них нарушений в речевом развитии.

   Занятия проводятся в игровой форме и строятся с учетом возрастных особенностей. В процессе выполнения предлагаемых игровых упражнений, дети познакомятся со звуками русского языка, научатся их анализировать и синтезировать, разовьют фонематический слух и восприятие. От знакомства со звуком дети плавно переходят к букве, которая служит зрительной опорой. Игровые задания (печатание букв, штриховка, рисование узоров, обводка по контуру, раскрашивание цветными карандашами) помогут развить мелкую моторику рук, подготовить к обучению грамоте и устранить недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи. Степень сложности заданий определяется возрастом ребенка и его уровнем развития. В программе вариативно используются методики работ современных авторов, таких как И.И. Праведникова «Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков»,«Развитие орфографической зоркости»,«Развитие буквенного восприятия»; «Развитие фонематического слуха и слухового восприятия» И.Праведникова, Э.Беловолова.

преподаватели

Учитель-логопед: Дрынкова Кира Алексеевна

Содержание программы

   В содержании логопедической программы учтены общие  специфические особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, новые вариативные формы органи­зации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач диффе­ренцированного и интегрированного обучения и воспита­ния детей с разными проявлениями речевой патологии.

   Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую овладение фонетическим  строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи. Всё это  обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении, а так же его социализации.

   Реализуется программа по  принципу  интеграции, что   способствует  более  высоким темпам  общего  и речевого  развития  детей,  более  полному  раскрытию  творческого потенциала каждого ребенка,  возможностей  и  способностей,  заложенных  в  детях природой, и предусматривает совместную  работу  педагога и родителей.

   Программа составлена на основе программы авторов Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Коррекция нарушений речи». – 2010 г.

Цели программы

   Освоение детьми коммуникативной функции языка в соот­ветствии с возрастными нормами и устранение фонетических де фектов.

Результат программы

   По окончанию программы дети должны уметь:

- понимать обращенную речь в соответствии с парамет­рами возрастной нормы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно    передавать    слоговую    структуру    слов, используемых в самостоятельной речи;

- уметь пользоваться простыми и сложными предложениями,  вла­деть навыками объединения их в рассказ;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми и рас­пространенными предложениями;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагатель­ных от существительных и глаголов, уменьшитель­но-ласкательных и увеличительных форм существи­тельных и проч.;

- грамматически  правильно  оформлять самостоятель­ную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существитель­ных, глаголов, наречий, прилагательных, местоиме­ний и т. д.);

- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания  некоторых  букв,  слогов, слов  и  коротких предложений в пределах программы.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Особые условия проведения

  Особое внимание всегда требуется детям «группы риска», а это следующие категории:

  •  Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.
  • Леворукий ребёнок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой.
  • Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

Все эти особенности: речевые, психологические, физиологические необходимо учитывать при построении и проведении занятий с детьми данной возрастной группы.

Материально-техническая база

  Занятия проводятся в учебном кабинете МОУ школы №6. Кабинет соответствует всем нормам и требованиям СанПин. Кабинет обеспечен дидактическим материалом, учебными пособиями, интерактивными технологиями. Для проведения занятий созданы необходимые условия.