Медиацентр

Наряду с семьей и системой образования сегодня сильнейшим фактором, влияющим на процесс социализации детей, являются средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет. Роль СМИ в процессе социализации неоднократно отмечается как зарубежными, так и отечественными исследователями. Исследователи приводят данные о возрастании количества часов потребления продукции СМИ в общей структуре досугового времени детей. Об увеличении роли СМИ в процессе социализации подрастающего поколения свидетельствуют также данные об изменившейся референтности различных источников информации: так, по сравнению с традиционными источниками информации (родителями, друзьями, учителями) значение СМИ постоянно растет.

Актуальность программы

Актуальность программы дополнительного образования «Медиацентр» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, возможная дальнейшая профессиональная ориентация, социализация и личностное становление школьников.

Средства массовой информации, формирующиеся учениками, дают им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит, само собой. Этому умению нужно учиться.  Программа дополнительного образования ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребностей в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Коммуникативная направленность обучения по этой программе даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, видеосюжетов, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе. 

Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Актуальность данной программы, в связи с изложенным, очевидна.

преподаватели

Тишкова Дарья Олеговна

 Педагог- организатор

Содержание программы

Введение в курс.

Теория. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.  Знакомство с опытом работы медиацентров в образовательных организациях.

Практика. Игровой момент на знакомство. Совместная разработка медиацентра: название, выбор главного редактора, выбор направлений деятельности и т.д.

Введение в тележурналистику

Теория. Знакомство с природой и социальными функциями, этапами зарождения, становления и развития телевещания, закономерностями и тенденциями этого процесса. Специфика телевизионного творчества в соотнесении с близкими и родственными ТВ средствами коммуникации, массовой информации и видами духовного воздействия, такими как радиовещание, кинематограф, театр, музыкальное искусство, интернет.

Тележурналистика в школьных СМИ.

Теория. Понятие информации. Работа журналиста для обеспечения потребностей общества в новой информации. Профессиональные качества журналиста: объективность, оперативность, толерантность, коммуникабельность и т.д.  Права журналиста. Аккредитация. Обязанности журналиста. Специальный статус. Интервью разных видов: информационные, проблемные, портретные, интервью-факт, интервью-мнение. Наблюдение. Виды наблюдения: на фоне события, скрытой камерой, с искусственным отвлечением внимания. Рубрика. Цикл. Серия. Штампы. Качество журналистской информации в теленовостях. Критерии оценки. Рекламные ролики и пропаганда здорового образа жизни. Речь и журналист. Признаки правильной речи. Особенности газетных текстов, телетекстов. Журналист и корреспондент: основные понятия. Основы операторской работы. Монтаж видеосюжета.

Умение работать в кадре.

Практика. Составление и редакция телетекстов, создание сюжетов. Критический обзор новостных выпусков. Групповая работа по созданию видеосюжета: монтаж, монтировка.

Особенности Интернет-СМИ.

Теория. Специфика работы журналиста в Интернет-СМИ.  Специфика текстов для Интернет-СМИ. Верстка Интернет-СМИ. Основные источники информации в Интернете. Особенности функционирования Интернет-изданий.

Практика. Работа с программами-видеоредакторами, создание видеофильма с использованием эффектов, переходов и вставка титров, надписей и графики. Сохранение фильма.

Риторика в журналистике.

Теория. Подготовка к устному выступлению. Приемы привлечения и удержания внимания. Требования к выступающему. Совершенствование дикции. Дискуссия (правила для участников и ведущих). Ее виды и построение. Типы речи. Ее особенности. Психологическая подготовка к публичному выступлению.

Практика. Практика публичных выступлений. Коллективный анализ публичных выступлений. Тренинг «Успешное публичное выступление». Школа дебатов.

Технология интервью.

Теория. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Требования к формулировке вопросов для интервью. Виды вопросов. Контрольные. Уточняющие. Уличающие. Гипотетические. Подсказывающие. Льстивые. Провокационные. Корректные. Некорректные. Требования к формулировкам вопросов. Ясность. Краткость. Точность. Корректность. Этичность.

Практика. Подготовка к интервью. Проведение интервью. Работа с материалами. Формирование готового сообщения.

Жанры фотографий и видеосъемки.

Теория. Понятие композиции. Построение фотоснимка. Масштаб изображения. Изображение пространства. Фотосъемка природы. Требования и особенности пейзажной съемки. Ночной пейзаж. Натюрморт. Предметная фотосъемка. Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. Особенности репортажной съемки. Фоторепортаж.

Особенности печатных СМИ.

Теория. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России. Формирование представлений о профессии журналиста. Виды журналистских текстов и принципы их построения. Печатные СМИ Костромской области. Этапы работы над журналистским текстом, редакторская правка. Особенности вёрстки. Синтаксические особенности публицистического стиля, анализ синтаксических особенностей текста и развитие чувства языка. Классификация стилистических ошибок, работа по исправлению стилистических ошибок. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции.

Газетный жанр.

Теория. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Репортаж.

 

Цели программы

Создать условия для овладения знаниям и практическим навыкам самоопределения, самовыражения и творческой самореализации юных журналистов в медиа-сфере. Развитие успешной личности в условиях современных информационных технологий. 

Результат программы

·         формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·         формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

·         использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернета) сбор, обработка, анализ, информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

·         развитие готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·         развитие умений работать в команде, в том числе готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные:

·          Изучать историю журналистики, этапы её развития; 

·          Формировать навыки журналистского мастерства, коммуникативной компетентности;

·          Формировать практические навыки создания школьного Медиацентра;

·          Формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля, а также в различных жанрах тележурналистики;

·          Развитие творческих способностей студентов;

·          Развитие навыков устной и письменной речи обучающихся;

·          Развитие навыков самостоятельной работы в различных жанрах;

·          Расширение общего кругозора;

Особые условия проведения

Для успешной реализации данной программы необходимы кабинет, оборудованный столами и стульями для ведения теоретических занятий, и имеющий свободное пространство.

Материально-техническая база

Перечень оборудования:

компьютер (ноутбук), фотокамера.

Информационные ресурсы: методические пособия по предмету и справочная литература, дидактические материалы, видеотека.

Видео