"Психология общения"

Среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Общаясь, подростки отрабатывают навыки социального взаимодействия.

Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.

Общение является основой социального сравнения подростком себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. В данном возрасте центральным психологическим процессом является развитие самосознания. Это проявляется в новообразованиях данного возрастного периода: “чувство взрослости”, “чувство принадлежности к группе”, в появлении новых вопросов о себе, новых точек зрения, что опять -таки зависит от среды, в которой ребенок воспитывается, и от особенностей его интеллектуального развития. Вместе с тем, ребята чувствуют, что не умеют, не могут оценить себя, не знают, как, с помощью каких критериев это можно сделать. Наряду с этим отмечается рост негативного восприятия себя, увеличивается число негативных самооценок.

11 – 14 лет оценивается как момент наибольшего “смятения”, “сумятицы”, связанной с собственным Я. В общую неудовлетворенность подростка собой вносит существенный вклад неудовлетворенность собственной внешностью.

Если среда неблагоприятна, а интеллектуальный уровень низок, то проблема самопознания и адекватной идентификации себя по отношению к окружающим людям встает наиболее остро.

преподаватели

Педагог-психолог - Ковалёва Светлана Вячеславовна

Содержание программы

Содержание программы

Раздел I. Введение. Общение в жизни человека. 6 часов. Определение понятия «общение». Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми. Сближение, знакомство участников группы. Что такое внешний вид человека, его лицо, жесты, походка, осанка, речь.

Раздел II. Как люди воспринимают друг друга. 8 часов. Работа по сплочению коллектива. Развитию сотрудничества. Особенности первого впечатления, знакомство с ориентировочным рефлексом. Как влияет близость и удаленность от объекта восприятия. Знакомство с механизмом восприятия другого человека.

Раздел III. Особенности восприятия человека детьми и взрослыми. 6часов. Знакомство с особенностями восприятия детей дошкольного и школьного возраста.  Представление о формировании индивидуального стиля восприятия, роли жизненного и профессионального опыта. Представление о возрастной динамике становления рефлексивной способности человека, развитии его самосознания. Особенности возникновения конфликтной ситуации. Влияние самооценки на конфликт.

Раздел IV. Как общаются разные люди. Как общаюсь я. 12 часов. Дать понятие об общительности и необщительности, потребности в общении. Раскрыть понятия психологического типа, экстраверсии, интроверсии. Знакомство с понятиями коммуникативные способности, навык, стиль, манера общения. Определение своего стиля и манеры общения. Знакомство с техниками активного слушания и подстройки в общении. Анализ литературных текстов. Работа с я-образом, умением слушать.

Раздел V. Виды общения. 3часа. Ознакомить с видами непосредственного общения. Анализ пословиц и поговорок. Знакомство с разными видами коммуникации: общение в письмах, по Интернету, по телефону, с животными, с природой. Беседа о различных видах непосредственного общения. Что такое умение общаться? Упражнения на проявление внимания к собеседнику, на умение подать себя, на распознавание мотивов общения, ожиданий в общении.

Раздел VI. Общение и отношения. 14 часов. Представление о межличностных отношениях. Личные и деловые отношения. Обсуждение смысла пословиц, поговорок. Восприятие внешности человека на примере сказок. Понятие товарищеские отношения и дружба. Чтение, анализ и обсуждение литературных отрывков. Обсудить различия между дружбой, товариществом и приятельскими отношениями. Понятие любови, анализ поэтических и прозаических текстов, обоснование выбора. Раскрытие важности доверия в жизни человека.

Раздел VII. Общение и понимание людьми друг друга. 6 часов. Раскрытие видов межличностных отношений. Беседа: как человек проявляет свое отношение к другому человеку? Актуализация знаний о психических процессах. Наблюдательность как существенное для понимания других людей. Знакомство с механизмами понимания: эмпатия, принятие, «эффект ореола». Обсуждение влияния стереотипов и предубеждений на понимание человека. Повторение сведений об эмоциях и чувствах. Анализ литературных отрывков. Развитие умения завязывать дружеские отношения.

Раздел VIII. Особенности понимания человека детьми и взрослыми. 2часа. Изучение различий, особенностей, сложностей в понимании другого человека.  Дискуссия: понимание человека подростками. Как профессия влияет на понимание человека. Анализ иллюстраций

Раздел. IX. Наши эмоции. Преодоление страхов. 6 часов. Снятие эмоционального напряжения, приобретение навыков конструктивного поведения. Беседы о чувствах, эмоциях, страхах.

Раздел Х. Кто в ответе за мой внутренний мир. 6 часов. Размышления об уверенности. Упражнения на повышения самооценки, уверенности в своих силах. Развитие умения замечать положительные качества в себе и других людях.

Раздел ХI. Я живу среди людей. 3 часа. Показать влияние правил хорошего тона на общение и взаимодействие. Беседа: «портрет хорошего человека». Ознакомление с различными ролями и правилами общения. Работа над расширением опыта поведения в разных социальных ситуациях. Определение связи между умением человека соблюдать правила личной гигиены и общением. Анализ опыта совместных экскурсий, походов Поведение итогов изучения психологии общения.

Цели программы

способствовать формированию у участников образовательного процесса коммуникативных навыков, умения продуктивно общаться и взаимодействовать, конструктивно и адекватно действовать в конфликтных ситуациях.

Результат программы

Учащиеся будут анализировать и оценивать общение, а именно:

·                     корректность речевого поведения;

·                     уместность использования несловесных (невербальных) средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях.

Научаться общаться при решении риторических задач, в частности:

·                     ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его (на элементарном уровне);

·                     уместно использовать словесные и несловесные средства общения.

Личностные результаты

·                     формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

·                     обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника;

·                     готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании обучения и познания;

·                     формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

·                     развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Предметные результаты

·                     знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;

·                     знание правил работы группе;

·                     знание способов разрешения конфликтных ситуаций;

·                     умения вести конструктивный диалог;

·                     умение определять жизненные цели и задачи.

Учащиеся получат возможность научиться:

·                     понимать себя, свои желания, мечты, ценности;

·                     вести конструктивную беседу;

·                     учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;

·                     бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также пройдет выставка тетрадей по саморазвитию.

 

Метапредметные результаты:

·                     Регулятивные УУД: осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением извлекать необходимую информацию из беседы и формулировать цель в совместной работе учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми, планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого соотносить результат с целью и оценивать его.

·                     Познавательные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять обогатить представление о собственных возможностях и способностях учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию адекватно воспринимать оценку учителя

·                     Коммуникативные УУД: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать необходимость признания и уважения прав других людей формулировать своё собственное мнение и позицию учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Результативность определяется посредством:

· психолого-педагогического наблюдения;

· анализа результатов анкетирования;

· мониторинга, включающего самооценку обучающегося.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

· мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);

 · классное помещение;

 · стулья и парты по числу учащихся;

 · доска или стенд для крепления наглядного материала.