«Практическая география»

Актуальность курса заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний по географии.

Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся получат возможность познакомиться и овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Важную роль играют географические карты в преподавании географии. Использование их как наглядного материала, и работа с ними как важными источниками географических знаний способствует развитию у воспитанников пространственного воображения, географического мышления. Практические работы, построенные на основе географических карт, или с их созданием, активизируют учебную деятельность обучающихся. В последние годы в школе развивается направление, связанное с развитием первичных научных умений и навыков наиболее подготовленных обучающихся. В этом плане картография, картографирование территориального размещения различных объектов и явлений, анализ получившихся картографических материалов может служить примером реальных научных результатов деятельности обучающихся.

Максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных способствует развитию у детей различных умений и навыков для исследовательской работы.

В программу включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний.

преподаватели

Ларюкина Галина Васильевна

Содержание программы

Вводное занятие
Введение
Топографическая карта
Практические работы по топографической карте
Географическая карта - модель земной поверхности.
Географическая карта как источник знаний
Обобщение знаний.

Цели программы

Главная цель курса — формирование знаний и представлений об истории создания географических карт, об образах территории и явлениях, изображаемых на карте, а также навыков работы с картографическими произведениями и умений решать по картам учебные, научные и прикладные задачи

Задачи:.

Образовательные:

формирование интереса школьников к изучению географии,
формирование у них широких представлений о географической картине мира;
сформировать знания об образах территории и явлениях, изображаемых на картах;
развитие географического мышления;
формирование  картографической грамотности и географической культуры;
развитие творческих способностей, исследовательской активности обучающихсяв при работе с различными источниками географической информации, при использовании приборов и др.

Метапредметные:

·         проводить измерения, наблюдения под руководством учителя;

·         устанавливать причинно-следственные связи;

·         осуществлять поиск информации;

·         объяснять явления, анализировать, сравнивать, формулировать выводы.

Личностные:

·         способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам,

·         поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию;

·          воспитание экологической культуры;

·         воспитание культуры здорового образа жизни.

Результат программы

1.4.Планируемые результаты освоения программы

В результате выполнения программы предусматривается активизация инициативы и творчества обучающихся, повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает в целом повышение интереса воспитанников к предмету.
Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах.

Учащиеся должны знать:

проекции топографических карт, номенклатуру, условные знаки.
способы отображения на картах объектов и явлений - особенности изображения рельефа.
соотношение понятий «план» и «карта»;

Учащиеся должны уметь:

определять координаты и местоположения объектов на топографических и географических картах; - определять расстояния между объектами.
ориентироваться на местности, по планам и топографическим картам, читать топографические карты, знать условные знаки.

Особые условия проведения

Личностные результаты:

1)   в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за географическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;

2)   в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3)   в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

 

Метапредметные результаты:

1)   владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания;

2)   умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

3)   умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации  цели и применять их на практике;

4)   использование различных источников для получения географической информации.

Предметные результаты:

1.    В познавательной сфере:

·      давать определения изученных понятий;

·      классифицировать изученные объекты и явления;

·      делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных географических закономерностей;

·      структурировать изученный материал и географическую информацию, полученную из других источников;

Материально-техническая база

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой, энциклопедиями), профилями, диаграммами, рисунками, схемами, приборами. Освоение курса картографии и топографии предполагает самое широкое использование школьных и школьно-краеведческих справочных карт и атласов.

Информационные средства:

1. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса географии.

Технические средства обучения:

1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.