«Школьное лесничество"

Лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывающее огромное влияние на окружающую человека среду. Данная программа направлена на воспитание нового отношения человека к природе - рачительного хозяина родной земли. Изучая животный и растительный мир наших лесов, дети усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за муравейниками, скворечниками, кормушками, участвуя в посадке, размножение, выращивание саженцев и сборе семян - приобретают полезный опыт. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни. В новых социально-экономических условиях предлагается рассматривать школьные лесничества как раннюю профессиональную ориентацию школьников, помощь им в выборе своей будущей профессии.

преподаватели

Семенкова Татьяна Ивановна

Содержание программы

Вводное занятие

Раздел 1. Основные сведения о лесе

РАЗДЕЛ 2. Птицы и звери наших лесов.

Раздел 3. Лесные почвы

Раздел 4. Охрана и защита леса

Итоговое занятие

Цели программы

Задачи программы:

Обучающие задачи:

научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;
познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с растениями, занесёнными в красную книгу;

Воспитательные задачи:

воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ на занятиях и практической деятельности в школьном дендрарии, в лесопитомнике;
воспитывать уважение к людям, работающим в лесном хозяйстве.
 Развивающие задачи:

развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

Результат программы

К концу  обучения обучающиеся будут знать:

правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие растений, занесенных в Красную книгу;
основные понятия о лесе, причины нарушения лесных экосистем;
классификацию лесных почв;
правила посадки древесных растений, ухода за саженцами, правилами сбора и хранения семян растений;

Обучающиеся будут уметь:

общаться с природой;
видеть и понимать красоту живой природы;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
определять породы деревьев, кустарников по коре, хвое, листьям, семенам;
заготавливать семена растений; собирать и использовать лекарственные растения;
производить сев семян, ухаживать за сеянцами;
производить посадку древесных растений, ухаживать за саженцами;
изготавливать и развешивать кормушки, скворечники.
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

Особые условия проведения

Важнейшие метапредметные результаты:

1.      умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Важнейшие личностные результаты:

воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности учащихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование личностных представлений о целостности экосистемы леса; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в совете школьного лесничества и общественной жизни села в пределах возрастных компетенций;

Материально-техническая база

Плакаты и таблицы:

основные элементы и признаки леса;
календарь сроков цветения и сбора семян основных древесных и кустарниковых пород;
техника безопасности при сборе плодов и семян с растущих деревьев;
виды зеленых насаждений;
типы птичьих домиков;
наиболее распространенные грибы (съедобные и ядовитые);
болезни леса;
охрана лесов от пожаров;
виды лесных пожаров;
Образцы и коллекции:

набор семян древесных и кустарниковых пород;
образцы повреждений насекомыми и болезнями стволов, побегов, почек, листьев, хвои;
гербарии основных лесообразующих пород;
гербарии лекарственных растений;
коллекции шишек основных лесообразующих пород;
Измерительные приборы и инструменты:

мерные ленты, рулетки, компасы, мерная вилка, высотомер.
Оргтехника:

ноутбук;
мультимедийный проектор;
телевизор;
аудио- и видеомагнитофон.