Школа раннего развития "Лучики"

Программа является актуальной и рассчитана на детей от 6 до 7 лет и основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении. В процессе воспитания и обучения дошкольников осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают психологи и педагоги. Л. С. Выготский отмечал, что «правильно организованное обучение ведет за собой развитие», детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого. В дошкольном возрасте своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие становления личности ребенка. Благодаря формированию речевых навыков и способностей, чему и посвящена данная программа, у дошкольников развиваются произвольные психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение), расширяются знания ребенка об окружающем мире. В процессе реализации программы также важным является решение задач нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Особенностью   данной программы является реализация в учебно-воспитательном процессе комплекса задач речевого развития:

-  развитие связной речи;

-  расширение словарного запаса;

-  формирование грамматического строя речи;

-  воспитание звуковой культуры речи;

-  знакомство с художественной литературой;

-  подготовка к обучению грамоте;

-  приобщение к нормам речевого этикета.

преподаватели

Устименко Елена Владимировна

Расписание

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1,5 академических часа .

Содержание программы

Тема: «Воспитание звуковой культуры речи». Функции речи: рассуждение, объяснение, обдумывание (без называния терминов). Рассказывание. Практическая работа: развернутые пояснения наблюдаемого явления; сопоставление предметов и явлений; высказывание своей точки зрения; выявление причины происходящего; составление небольших рассказов по 3-х частным сюжетным картинкам с помощью педагога (фразы – связки).

Тема: «Словарная работа». Синонимы, антонимы (без называния понятия). Практическая работа: сравнивание предметов, определение их сходства и различия, подбор слов, близких по значению со словом, заданным педагогом, с противоположенным значением (игры с мячом: «Назови похожее слово», «Скажи наоборот», игры с куклой, «Волшебный мешочек»). Прилагательные (без называния понятия). Материалы, из которых сделаны предметы. Классификация предметов по признаку «общее» - «различное». Практическая работа: наблюдение и распознавание признаков и свойств предметов и явлений; вычленение существенных признаков и сравнение с другими объектами; называние и повторение новых слов; отгадывание загадок, рассматривание картинок, игрушек, просмотр видеофильмов о новых явлениях и предметах, подбор картинок парами по одному заданному признаку.

Тема «Формирование грамматического строя речи». Постановка вопроса, ответ на вопрос. Практическая работа: понимание поставленного вопроса; точные краткие или развернутые ответы на вопросы в зависимости от ситуации; правильное содержательное и речевое оформление вопросов и ответов. Фразеологические обороты (без называния терминов). Цель употребления их в повседневной речи. Значение некоторых выражений. Практическая работа: выяснение значений устойчивых, неразложимых сочетаний; повторение (групповое и индивидуальное), запоминание и употребление в речи сочетаний капля в море, водой не разольешь, держать себя в руках, дым коромыслом, нашла коса на камень.

Тема «Развитие связной речи». Отчетливое произнесение всех звуков в контекстной речи. Естественная и произвольная выразительность. Темп речи и сила голоса. Тренировка дикционного аппарата. Практическая работа: слушание стихотворений; определение характера речи; самостоятельное проявление эмоциональности речи по заданию педагога (выражение голосом нежности, тревоги, печали, гордости) при прочтении стихотворений, рассказах из жизни; игры: «Встреча куклы», «Магазин», «Почта», «Угадай, что я чувствую»», «Так или не так»; проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом (сопровождение речи движениями, которые помогают соразмерить темп речи); различение на слух ритма художественных произведений (сказки, прибаутки и т.д.); выработка умения сознательно согласовывать свой голос с условиями (в общественных местах, при ответах на занятиях, на праздниках, при подаче команды во время игр); упражнения на развитие гибкости голоса («Как позвали мишку?», «Эхо», «Перекличка»); заучивание скороговорок, произнесение их со сменой темпа и силы голоса; игры-соревнования по произнесению трудных слов и сочетаний: «Кто лучше скажет?», «Перекличка», «Телефон». Знакомство с художественной литературой». «Поэзия». Тематические стихотворения русских (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков и др.), зарубежных (Г. Виеру, А. Милн и др.) авторов. Литературные произведения в картинах художников. Практическая работа: слушание в исполнении педагога, аудио- и видео- записей, индивидуальное и групповое заучивание; вслушивание в ритм и мелодику поэтического текста; знакомство с искусством русских и зарубежных иллюстраторов; сравнивание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению; сравнение зрительного и художественного образа; рассуждения о значении образа героя, созданного художником. Малые фольклорные формы. Скороговорки, чистоговорки, прибаутки. Практическая работа: групповое и индивидуальное разучивание; отработка четкого и быстрого произнесения скороговорок, чистоговорок в форме соревнования («Кто быстрее и без ошибок?», «Кто веселее и задорнее?»).

Цели программы

Цель программы: общее речевое развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, направленное на формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие дошкольников.

Результат программы

1. Развитие связной речи:

- активизировать самостоятельную речевую активность ребенка (монологическую речь);

-  совершенствовать диалогическую речь;

-  воспитывать уважительное отношение к речи говорящего, умение выслушать и не перебивать;

-  развивать умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме

-  развивать умение составлять рассказы по предметным и сюжетным картинкам;

-  развивать воображение.

2. Расширение словарного запаса:

-  расширить знания об обобщающих понятиях;

-  развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

-  познакомить с семантикой слов.

3. Формирование грамматического строя речи:

-  научить правильному произнесению сложных грамматических форм слов;

-  совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.

4. Воспитание звуковой культуры речи:

-  закрепить правильное произношение всех звуков в контекстной речи;

-  вырабатывать четкую дикцию;

-  формировать темп речи и качества голоса;

-  развивать естественную и произвольную выразительность речи.

5. Знакомство с художественной литературой:

-  познакомить с детской поэзией русских и зарубежных авторов;

-  развивать поэтический слух;

-  познакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг;

-  развивать эстетическое восприятие произведений искусства.

6. Подготовка к обучению грамоте:

-  обучить приемам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

-  обучить слоговому анализу и синтезу слов;

-  обучить анализу и синтезу предложения;

-  развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения;

-  воспитывать усидчивость.

7. Воспитание норм речевого этикета:

-  формировать основные навыки поведения с людьми;

-  знакомить с формами приглашения, поздравления, согласия, отказа, просьбы, совета;

-  развивать волевые качества (выполнять установленные нормы поведения, в поступках следовать хорошему примеру);

-  воспитывать умение решать спорные вопросы с помощью речи.

8. Подготовка к праздникам:

-  совершенствовать навык выразительного исполнения;

-  выработать умение инсценировать по ролям;

-  расширять представление о государственных праздниках.

Особые условия проведения

В процессе реализации программы также важным является решение задач нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Особенностью   данной программы является реализация в учебно-воспитательном процессе комплекса задач речевого развития:

- развитие связной речи;

-  расширение словарного запаса;

-  формирование грамматического строя речи;

-  воспитание звуковой культуры речи;

-  знакомство с художественной литературой;

-  подготовка к обучению грамоте;

-  приобщение к нормам речевого этикета.

Материально-техническая база

Книгопечатная продукция

О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5 – 7 лет» Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации.  Творческий Центр «Сфера» 2020

Печатные пособия: комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний. Таблицы, картинки, игрушки, муляжи, раздаточный материал. Звуковые линейки и кружки красного, синего и зеленого цветов для проведения звукобуквенного анализа слов.

Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Мультимедийный проектор. Компьютер.

Информационно-коммуникативные средства: видеоматериалы к произведениям

Оборудование кабинета: Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с двумя тумбами. Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий.  Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска.

Стоимость

Внебюджет (платно)

Видео