История и культура моей малой Родины

Программа «История и культура моей малой Родины» формирует общую картину исторического и культурного развития Московского края, дает представление об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях с древнего периода до начала ХХI века. История Московской области является составной частью российской истории. Многие важнейшие события, которые происходили на территории Подмосковья, изучаются в различных школьных курсах истории. Вместе с тем, значительная часть содержания остается за рамками учебной деятельности. Знакомство с историей родного края конкретизирует материал школьных курсов истории, литературы, расширяет и углубляет представления учащихся о прошлом нашей Родины.

преподаватели

1.17. Кадровое обеспечение, необходимое для реализации программы

Субъектом принятия управленческого решения является администрация школы, которая несет ответственность за качество исходящей информации.

Приказом директора школы назначаются ответственные за предоставление информации и ведение баз данных – координаторы (заместители директора по УВР) и педагоги, занятые в реализации программы.

Функции директора школы, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР:

создание условий повышения качества образования для обучающихся и педагогов;
определение методик, форм, критериев, показателей и процедур оценки результативности образовательного процесса;
обеспечение эффективного социального партнерства;
создание единой информационной системы;
систематическoe изучение образовательного спроса обучающихся, родителей, а также общественности по вопросам качества образования.
Функции педагогов:

обеспечение выполнения программы;
обеспечение условий развития личности обучающегося;
оценка результативности образовательного процесса;
накопление достижений и формирование портфолио обучающихся.
естественнонаучной направленности

Профессиональная компетентность педагогов:

доля педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории (100%);
доля педагогов, занимающихся  инновационной работой (100%);
доля педагогов, участвующих в работах педагогических конференциях различного уровня (100%);
доля педагогов, использующих современные педагогические методики и технологии (100%);
систематичность прохождения курсов повышения квалификации педагогами школы.

 

Содержание программы

Введение (1 час).

Тема 1.Особенности Московского края и его роль в истории России.

Модуль 1. Московский край в древности (10 часов).

Первобытнообщинный строй на территории области. Эпоха камня. Археологические находки и памятники.Неолитические стоянки.Фатьяновская культура, ее особенности.Дьяковская культура, фино-угры, расселение, орудия труда, занятия. Как жили славяне. Родоплеменная организация славянского населения и ее эволюция. Хозяйственное развитие края.Вятичи. Древние города на территории района и области. Политические и культурные связи.Заочная экскурсия в Исторический музей.«Повесть временных лет». Что рассказали древние летописи?Обобщение материала по модулю.
Модуль 2. Московский край в средние века (12 часов).

 Московский край в составе единого Древнерусского государства и в период политической раздробленности.Первые города на территории Московского княжества. Монголо - татарское нашествие на Московский край. Установление ордынского ига.Святая Угреша и великий князь Димитрий Донской.Экскурсия в Коломенский Кремль. Обсуждение экскурсии. Составление отчета об экскурсии.Первые московские князья. Расширение Московского княжества.Роль монастырей. Святыни Коломенской земли.Игумен Русской земли - преподобный Сергий Радонежский.История памятника Минину и Пожарскому скульптора И.П.Мартоса. Русский Иерусалим Патриарха Никона. Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе.Обобщение материала по модулю.

Модуль 3. «Подмосковье в XVIII веке» (10 часов)

 Преобразования Петра I и Екатерины II. Открытие Московского Университета. Научные открытия Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Образование Московской губернии.Судьбы городов. Гербы городов. Усадебная жизнь в Подмосковье. Наиболее знаменитые усадьбы.История усадьбы Марфино. Художественная культура Московской губернии XVIII века. Парадные портреты художников Ф.С.Рокотова и Д.Г.Левицкого. Обобщение материала по модулю.

 Модуль 4 . Московский край в XIX веке (7 часов)

 Московский край в 1812 году. Бородинская битва. Действия партизан.Герои Отечественной войны 1812 года. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря. Промышленное развитие Московской губернии в 19 веке. Купеческие династии.Яхромская ярмарка. Крестьянская тема в творчестве художников-передвижников. История создания Государственной Третьяковской галереи. Подмосковный Клин. Дом-музей великого русского композитора П.И.Чайковского. Обобщение материала по модулю.


Модуль 5. Московский край в ХХ веке (14 часов).

 Подмосковье в период революций 1917 года. Московский край в 1920-1930:от губернии к области.Промышленное развитие края. Индустриализация. Градообразующие предприятия. Создание и деятельность молодежных организаций в уезде. Культура и быт населения Московской области . Образование. Городская культура, народные театры. Подмосковье в период Великой Отечественной войны. События 1941 года на территории области. Битва за Москву. Мобилизация сил для отпора врагу. Героизм тружеников тыла. Партизанское движение на территории края. Экскурсия по местам Боевой Славы Подмосковья.Город Волоколамск. Дубосеково- Нелидово. Мемориал героям-панфиловцам.Трудовые будни и героический труд земляков. Помощь жителей и школьников фронту. Знаменитые земляки. Первый полет в космос Ю.А.Гагарина.Культура Подмосковья во 2-ой пол. XX века. Новые тенденции в развитии культуры. Возрождение духовных ценностей, промыслов.Двенадцать архитектурных шедевров Подмосковья. Музейный комплекс «Патриот». История создания. Действующая экспозиция. Обобщение материала по модулю.

Модуль 6. «Город на 55-й параллели. История и культура Воскресенского края»(16 часов).

«Начало всех начал». Воскресенский край в древности.Путешествие по древнему Коломенскому уезду. Воскресенский историко-краеведческий музей.Первые поселения, появление деревень на Воскресенской земле. Топонимические заметки. Воскресенские усадьбы. Усадьба Спасское. Путешествие Н.В.Гоголя.Усадьба Кривякино. Творчество И.И.Лажечникова «Мое знакомство с Пушкиным», «Новобранец 1812 года». История Воскресенских храмов. Накануне грандиозных перемен. Революционные события н.XX века на территории Коломенского и Бронницкого уездов. Долг человека и врача. Жизнь и судьба Б.Л.Кагана. Первые промышленные предприятия на территории Воскресенского края. Воскресенск - город первых пятилеток. Строительство химического комбината и цементного завода «Гигант». Мужество воскресенцев в годы Великой Отечественной войны. История строительства и открытия мемориала «Вечный огонь». Воскресенские художники - члены Союза художников России. Известные земляки. Творчество поэта К.Я.Ваншенкина. Прогулка по городу. Улица имени писательницы И.Гофф. История скульптурной композиции «Воскресение Христово» А.Таратынова. Обобщение материала по модулю.
Итоговое обобщение и повторение (2 часа)

 

Цели программы

1. Формирование целостного представления об историческом и культурном развитии России и Московского края с древних времен до начала ХХI века, объединение различных фактов и понятий истории Московской области в целостную картину развития региона и России в целом.

2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Результат программы

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

Особые условия проведения

не требуются

Материально-техническая база

- отдельное помещение (учебный класс с посадочными местами и столами) общей площадью 48 квадратных метров;

- мультимедийный проектор; акустическая система.

- документ-камера;

- сканер;

- принтер;

- компьютер мобильный (ноутбук) с установленной многопользовательской операционной системой, пакетом программного обеспечения для  работы с электронными учебными пособиями, оформления и презентации результатов исследования – обеспеченность обучающихся - 100%;