Юные талалихинцы

Программа предусматривает широкий охват учащихся начальных классов общеобразовательных школ. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующем центре совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Поэтому период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как в этом возрасте у детей отмечается доверие к взрослому, им присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Младший школьный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.

Задача педагога вести работу целенаправленно, постоянно напоминая ребёнку об уважении к предкам, о древних традициях народа, о памяти к тем людям, которые положили головы в жестокой борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом   –   значит   ощущать   себя   неотъемлемой   частью Отечества. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю, Родине.

преподаватели

Программу могут реализовывать педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов, истории.

Содержание программы

1 раздел. Наша Родина – Россия! (2 часа)

Темы. Путешествие по нашей Родине, Символика России.

Теория: представления о родине России, ее природе, городах, народе, знакомство с государственной символикой, неофициальными символами. Понятие “столица” - главный город России. Географическая карта страны, карта мира; люди разных национальностей.

 

2 раздел. Малая родина –Домодедово (4 часа)

Темы. С чего начинается Родина. История родного края Домодедово Школа картографов. Ориентация на местности, основы техники безопасности.

Теория: понятие родина, малая родина - родной дом, родная улица, родной детский сад, родная школа, родной город. История родного края. Домодедовская земля в историческом прошлом. Первые поселения. Домодедово сейчас. Компас, стороны света. Наука о картах. Древние карты, вклад человека прошлого в развитии картографии. Ориентирование на местности по карте, компасу, небесным светилам, а также по различным признакам и объектам на местности. Безопасность на улицах и дорогах города, на природе. Опасные природные явления. Правила безопасного поведения.

 

3 раздел. Подвиг Героя Советского Союза Виктора Талалихина (3 часа)

Темы. Герой Советского Союза Виктор Талалихин. Это гордое звание талалихинец! Муниципальный слет талалихинцев.

Теория: Биография Виктора Талалихина. Подвиг героя. Детское общественное движение «Юные талалихинцы», история создания, направления деятельности.

Практика: просмотр презентаций, посещение музея боевой авиации имени Героя Советского союза Виктора Талалихина. Квест «Дорогами подвига». Участие в муниципальном слете Талалихинцев. Викторина.

4 Раздел. Я гражданин России (10 часов)

Темы. Я маленький гражданин России. Зачем мы учимся. Умные игры. Игры на развития мышления. Увлекательные эксперименты. Тренируем внимательность. Игры на внимательность. Игра «Поиск сокровищ». Поговорим о дружбе. Игры на коммуникацию. Увлекательный мир профессий. Путешествие на Марс.

Теория: Понятия государство, гражданин, конституция. Права и обязанности. Каким должен быть гражданин России. Беседа «Зачем нам учиться?». Понятие дружба, кто такой друг. Профессии. Какие профессии нужны в городе Домодедово. Что такое эксперимент, виды. Техника безопасного проведения. Правила игр на развитие мышления, памяти, внимания. Знакомство с объединениями дополнительного образования, где реализуются программы по развитию мышления «Интеллектика», «Шашки и шахматы» и др.

Практика: игры «Назови одним словом», «Классификации», «Найди лишнюю картинку», «Найди лишнее слово», «Волшебные пазлы», «Угадай по описанию», развивающие игры на развитие мышления, памяти, внимания на платформе «ЛогикЛайк», логические игры «Танграм», «Шашки», настольные и дидактические игры. Игра- квест «Путешествие на Марс» 

5 Раздел. Будущие защитники Родины.

Темы: Сильные, смелые, ловкие, умелые. Полоса препятствий. Увлекательное конструирование из бросового материала. Конструирование из бумаги. Металлические конструкторы. Что такое робототехника. Изобретения будущего.

Теория: Для чего нужен спорт. Режим дня. Польза физических упражнений, закаливания, здорового питания. Здоровый образ жизни. Этикет-школа хороших манер. Разнообразие конструкторов. Правила сборки выбранных моделей. Робототехника. Знакомство с объединениями дополнительного образования, где реализуются программы технического и художественного творчества.

Практика: спортивные игры, эстафеты, полоса препятствий, дидактические игры «Умею - не умею», «Угадай, кто позвал?», «Правила гигиены», Путешествие в страну здоровья. Работа с конструкторами, сборка моделей.

6.  Раздел. Помним! Гордимся!

Темы: Великая Отечественная война, «Имя его неизвестно – подвиг его бессмертен! Герои Домодедово, Мини реконструкции, Военная техника, Воспоминания о ВОВ, Семейный альбом по материалам воспоминаний дедушек и бабушек, Создание семейного альбома, История семьи в фотографиях.

Теория. Великая отечественная война, героическая защита наших воинов, значение Праздника Победы для нашего народа. Герои Великой Отечественной войны, служившие на аэродроме «Степыгино» городского округа Домодедово. Битва под Москвой. Военная техника.

Практика: уроки мужества, посвященные празднику Победы, мини – реконструкции боевых сражений, просмотр презентаций, фильмов, чтение стихотворений, произведений о войне, героях войны, встречи с интересными людьми, беседы- воспоминания о событиях ВОВ, рисование на тему День Победы, военная техника. Подарок ветерану –лепим, рисуем, конструируем. Создание семейного альбома, семейного древа.

Совместно с родителями: выставка семейных гербов, древа родословной, оформление стенгазеты ко Дню защитника Отечества «Неразлучные друзья – взрослые и дети», защита семейных проектов «Мой род, моя родословная»

7.  Раздел. Итоговое занятие

Цели программы

Создание условий для гармоничного развития личности ребенка, его гражданского становления и формирования активной жизненной позиции, воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю, привлечение подрастающего поколения к работе по сохранению памяти о подвиге героев г.о. Домодедово; воспитание в подрастающем поколении любви к своему Отечеству и его героическому прошлому.

Результат программы

 По окончанию занятий по программе «Юные талалихинцы» у учащихся будет сформирована система элементарных знаний доступных пониманию ребёнка о России, городском округе Домодедово, историческом прошлом, героях, защищавших страну и город в военное время; обогащены представления детей о средствах и методах развития и воспитания в себе качеств гражданина своей страны, стремящегося нести ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, заложены основы патриотического воспитания, любви к своей большой и малой Родине.

Особые условия проведения

Адресат программы – программа рассчитана на д детей младших классов школы (7-10 лет). Программный материал подобран с учетом возраста детей. 

Объем и срок освоения программы – 72 учебных часа, 1 год, 2 часа в неделю

Формы обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – программа реализуется на базе МАОУ СОШ №1, исходя из этого      формируется состав объединения

Группа из учащихся -12 человек, возраст 6-12 лет

Состав объединения постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов 72; на базе СОШ - 2 раза в неделю, продолжительность занятия 40 минут.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

-       учебное       помещение       (класс,  соответствующая требованиям  СанПин)

-        столы и стулья для занятий в соответствии с количеством учащихся

-       интерактивная           доска         для        просмотра          фильмов,          презентаций, интерактивных упражнений и заданий, игр.

-        компьютер, с возможностью воспроизводить звук.

Материалы, необходимые для занятий, предусмотренных программой

-        наборы из разноцветной бумаги, ножницы, линейка, карандаш;

-        наборы из цветного пластилина, пластмассовые ножи, картон;

-        дидактические пособия, игры, пазлы;

-        конструкторы для сбора моделей

-        наборы для ориентирования на месте (компас)

-       спортивный инвентарь для организации эстафет, полосы препятствий, спортивных игр.