«Страницы истории»

«Страницы истории» - программа стартового уровня с минимальной сложностью изучения. В процессе реализации данной программы дети в общедоступной форме получат знания об истории своей страны и Можайского г.о.  Программа  предполагает изучение  процесса воссоздания материальной и духовной культуры исторических эпох нашего региона, систему  работы над историческим комплексом (костюм, доспехи, оружие, бытовые принадлежности), исследование  исторических и археологических  источников,  их видов  и  особенностей.

преподаватели

Спайков Владимир Сергеевич.

Содержание программы

Тема 1.

Теория: вводный инструктаж. Правила дорожного движения. Определение общих положений истории и краеведения.

Практика: викторина « Я и мой город»

Тема 2.

Теория: доисторическая история нашего края в эпоху палеолита.  Движение  ледников, сформировавших  рельеф города Можайск.  Изучение археологических  источников ( фоссилии)

Практика: создание имитаций  древних  окаменелостей из гипса

Тема 3.

Теория: изучение животных и растений, обитавших  на территории нашего края в доисторические времена. Древние виды  животных,  дожившие до наших дней.

Практика: создание рисунка на тему «Животные  в древности и сегодня».

Тема 4.

Теория: изучение образа  жизни и быта  первых людей. Стоянки первобытных людей  на территории нашего края.

Практика: изготовление простейших орудий труда

Тема 5.

Теория:   первые поселения на территории  Можайска.  Фатьяновская культура.  Дьяконовская культура.

Практика: изготовление лепной посуды  из глины.

Тема 6.

Теория: изучение  истории города  Можайск  в XIII веке. Первые упоминания  о Можайске  в древних летописях. Первые князья.

Практика: создание иллюстрации в летописном стиле.

Тема 7.

Теория: облик древнерусского города на Руси. Жители феодального города.

Практика: создание плана древнего города. Рисунок

Тема 8.

Теория: интерьер древнерусского дома. Палаты, купеческая лавка, крестьянская изба.

Практика: плетение корзины из лозы.

Тема 9.

Теория: способы добычи зверя и рыбы. Орудия охоты и рыбной ловли в древности. Виды земледелия на Руси.

Практика: виды лучных стрел. Изготовление различных видов оперения  стрелы.

Тема 10.

Теория: значение лошади в жизни древних людей. Классификация и применение лошади в древности и сегодня.

Практика: изучение амуниции для верховой и упряжной лошади. Изготовление, уход , реставрация. Обработка изделий из кожи.

Тема 11.

Теория: обычаи Древней Руси. Анализ былин, сказок, песен, поговорок, летописей.

Практика: реконструкция праздника Масленицы на Руси. Разработка сценария.

Тема 12.

Теория: ознакомление с правилами передвижения пешехода в черте города.

Практика: тест « Правила дорожного движения для пешехода»

Тема 13.

Теория: повседневная и праздничная одежда на Руси. Элементы мужского и женского костюма.

Практика: мужская и женская одежда на Руси. Рисунок, аппликация.

Тема 14.

Теория: кухонная утварь XIII в.. Изучение рецептов древнерусских блюд и напитков.

Практика: реконструкция процесса измельчения  злаков старинными способами.

Тема 15.

Теория: мужские и женские украшения на Руси. Их виды и способы изготовления.

Практика: изготовление оберега древних славян из соломы.

Тема 16.

Теория: игрушка на Руси в исторических источниках и археологических находках. Виды и способы изготовления. Коллективные игры в древности.

Практика: изготовление погремушки из бересты.

Тема 17.

Теория: изучение древнерусского алфавита. Письменные принадлежности на Руси. Письмо на бересте, воске, бумаге.

Практика: изготовление берестяной грамоты.

Тема 18.

Теория:  содержание  домашних животных на Руси.

Практика: изготовление клетки для птиц из лозы.

Тема 19.

Теория: изучение защитных сооружений древнего города. Стены, башни, рвы, засеки. Гарнизон крепости, его вооружение.

Практика: изготовление макета  « Стены и башни крепости»

Тема 20.

Теория: изучение доспеха, защитного снаряжения и оружия русского воина. Образ богатыря в русской культуре.

Практика: изготовление кольчуги. Звенья кольчуги, их соединение.

Цели программы

Формирование начальных исторических и краеведческих знаний для дальнейшего их применения в процессе гражданско-патриотического воспитания.   

Результат программы

Ожидаемые  результаты  обучения:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- развитие индивидуальных творческих способностей,

- развитие речи;

- приобретение навыков самостоятельной работы, коллективного взаимодействия;

- развитие  инициативы и любознательности школьников;

 - воспитание  чувства любви к Родине,  бережного отношения к исторической  памяти;

-  приобщение к культурно-историческому наследию страны, ее традициям и обычаям;

- участие в конкурсах различного уровня, мероприятиях учреждения дополнительного образования, краеведческих  акциях, экскурсионных программах, посещение различных выставок и музеев.

Особые условия проведения

К обучению  по программе принимаются все школьники  без предъявления каких-либо специальных требований. При поступлении в объединение ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка – инвалида прописывается индивидуальный образовательный маршрут.

Сроки реализации:  данная программа рассчитана на один учебный год, занятия проводятся в течение 36 недель. Общее  количество учебных часов составляет -  144. 

Режим занятий: проводятся еженедельно по 4  часа (теоретическое и практическое по 2 часа). В программу включён обязательный региональный компонент по изучению правил дорожного движения.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

●                учебное помещение, соответствующее санитарно-эпидемиологическим правилам и

●                нормативам для общеобразовательных учреждений;

●                раздаточные и расходные материалы для проведения занятий;

●                канцелярские принадлежности;

●                компьютер;

●                видеопроектор, монитор или телеэкран для групповых просмотров;

●                оборудование для обеспечения доступа в интернет;

●                звуковые колонки.