Романова О. В. (РПС)

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Особое внимание при обучении детей с ОВЗ уделяется развитию произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, следовательно, и осознанного восприятия изучаемого материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.                                                         Среди заданий на развитие памяти предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.                                                                               Отличительной особенностью программы является организация разнообразной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей с ОВЗ, приоритетных среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.             Анализ – это процесс, расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.       Синтез – это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций. 

Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок школьного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.                Обобщение – процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнку школьного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки. Классификация – это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки.                                                                              

  В предлагаемой программе основной целью является формирование такой предпосылки развития психологического качества школьника, как овладение умениями учиться. Для обеспечения комплексного подхода задания подобраны так, чтобы решалось сразу несколько задач. В тоже время, зная проблемы конкретного ребенка, можно подобрать соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий.

Содержание программы

1.      Совершенствование каллиграфических навыков.

2.      Повышение речевой мотивации учащихся в начальных классах.

3.      Одновременное развитие всех сторон устной речи.

4.      Организация связного высказывания.

5.      Развитие творческих способностей учащихся.

Основной и ведущей целью программы занятий является коррекционная направленность развития личности ребенка, формирование у него различных способов деятельности. Основу содержания программы составляет мир, непосредственно окружающий и хорошо знакомый ребенку. Такой подход к отбору содержания имеет ряд положительных сторон. Он позволяет решить следующие задачи:

1.      Включить ребенка в активную познавательную деятельность, а нередко и в проектную, т.к. объем изучения доступен непосредственному восприятию.

2.      Широко применять практические методы обучения.

3.      Использовать имеющуюся у ребенка информацию об окружающем мире, для того, чтобы постоянно предъявлять ему задачи логического и творческого характера, а значит иметь в руках инструмент для развития мышления, деятельности обобщения и творческой деятельности, доводить некоторые знания до уровня понятии, пусть даже элементарных.

4.      Создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, применения в учебном процессе элементов дискуссии, являющейся эффективным средством развития личности.

5.      Использовать огромные возможности мира, окружающего ребенка для развития души, чувств эмоций, этической культуры.

Цели программы

развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы

Результат программы

В результате освоения программы у обучающиеся будут сформированы:

·         интерес к письму как к акту творчества, способу самовыражения;

·         интерес к изучению старославянского языка;

·         познавательный интерес к новым способам письма;

·         адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.

·         эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·         эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·         чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность написанной буквы, орнаментальной цепочки, розетки, стремиться к совершенствованию собственного письма;

Материально-техническая база

Учебный кабинет, интерактивная доска, проектор