Живой мир моей малой родины

Будущее человечества напрямую зависит от отношения всех граждан к проблемам состояния окружающей среды. В условиях нарастающего экологического кризиса экологическое образование и просвещение населения способно сформировать идеал нового нравственного человека принимающего на себя всю полноту ответственности за все живое на Земле. Экологическое образование, как составляющая часть образования для устойчивого развития, имеет фундаментальное социальное значение, объединяя людей перед лицом общей опасности и в заботе о будущем. Формирование навыков заботливого отношения к природе - дело кропотливое и трудоемкое. Развитие экологического мировоззрения людей начинается в семьях с малолетнего возраста и продолжается всю жизнь, включая и школьные годы.

преподаватели

Короткова Елена Владимировна

Содержание программы

1 модуль

1. Биологическое разнообразие живых существ на пришкольном  участке  (32 часов).

2 модуль

2.Экологически безопасное поведение (16 ч)                                                                                                 

3.Экологическая тропа на пришкольном участке  (24 ч)                                                                                                                          

Цели программы

Цель программы:  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения  к окружающему миру; освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;  развитие морально – этической ориентации как компонента экологического образования средствами проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Результат программы

Результатом освоения программы являются следующие компоненты:

Познавательный компонент – знание основ экологически целесообразного поведения, биологического разнообразия живых организмов, живущих рядом с человеком, значения сохранения всех живых существ для поддержания экологического равновесия в природе.

Регулятивный компонент – умение правильно распознавать живые существа, представителей различных царств живой природы, понимать особенности их жизнедеятельности, правильно взаимодействовать с ними; осознавать важность бережного отношения ко всем живым существам; соблюдать правила поведения в природе; самооценка собственного поведения в природе; умение оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативный компонент – умение транслировать, а при необходимости и отстаивать, аргументируя и подтверждая фактами, свою точку зрения в вопросах сохранения природной среды; организовывать взаимодействие в семье, слушать педагогов и родителей, принимать другую точку зрения в случае личного заблуждения; быть открытым к получению научной информации и диалогу по любым аспектам взаимодействий с живыми существами.

Деятельностный компонент – обладание опытом наблюдения за живой природой, своевременного обращения к взрослым при возникновении экологически опасных ситуаций; экологически целесообразного поведения в природных условиях, без разделения живых существ на полезные и вредные; обладание опытом правильного сбора ягод и грибов, ухода за растениями и животными в природных условиях; составление и презентации мини – проектов.

Особые условия проведения

учебно-практическое и учебно-лабораторное  оборудование, в том числе комплект натуральных объектов (гербарии основных групп растений, растительные сообщества; коллекции голосеменных растений, семена и плоды),  модели (цветок пшеницы, яблони, подсолнечника и т.д.), приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий.

 Экскурсионное оборудование: компасы, рулетки, линейка, сантиметровая лента, лупы, атласы-определители: растений, животных, грибов и лишайников с иллюстрациями, иллюстрированный атлас-определитель птиц, определители насекомых и амфибий.

Материально-техническая база

Печатные демонстрационные пособия.

Картотека с заданиями для организации практических и самостоятельных работ обучающихся, инструкциями для экскурсий.

Кадровое обеспечение: Короткова Елена Владимировна, учитель химии и биологии, 1 квалификационная категория

Методы обучения и воспитания

Игровые методы: организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.

      Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.

      Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

      Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.

      Практические: получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, показы.

      Наглядные: сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов)