«Я играю и учусь»

Пояснительная записка

 

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся в освоении ООП НОО, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения ООП НОО обучающимися, позволяющего учитывать их образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи программы:

- определение образовательных потребностей обучающихся;

- повышение возможностей обучающихся в освоении ООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;

- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических средств воздействия в процессе комплексной психолого- педагогической коррекции;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в развитии обучающихся.

Срок реализации программы 1 год.

Количество часов : 35 часов

Принципы коррекционной работы:

· Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

· Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

· Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

· Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

· Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.

· Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и

медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

· Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Основными направлениями в работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Коррекционно-развивающая работа включает:

― составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося;

― разработка оптимальных для развития обучающихся групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

― организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

 

преподаватели

Воронова Виктория Викторовна

Содержание программы

Содержание программы

Метапредметные связи:

§ Литературное чтение (формирование навыка чтения и развитие речи);

§ Русский язык (формирование навыка письма и обучение грамоте)

§ Окружающий мир (уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности);

§ ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов, количестве, числе.);

§ Развитие и коррекция ВПФ;

§ Формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий.

 

 

 

 

 

 

№ Направления работы Основные задачи реализации содержания

1 Сенсомоторное развитие — развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; — развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; — развитие слухового восприятия и слухового внимания; — развитие тактильных ощущений; — развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; — развитие тонкости и целенаправленности движений; — развитие кинестетических основ движения; — развитие межполушарного взаимодействия; — формирование способности выделять признаки предметов

2 Формирование пространственных представлений — формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; — формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); — формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); — развитие пространственного праксиса; — развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.

3 Развитие мнемических процессов — тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; — произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; — развитие тактильной и кинестетической памяти.

4 Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия — развитие слухо-моторной координации; — развитие зрительно-моторной координации; — развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

5 Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности — регуляция простейших двигательных актов; — формирования умения ориентировки в задании; — формирование умения планирования этапов выполнения задания; — формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; — формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

6 Формирование навыка письма — развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; — заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; — звуко-буквенный анализ слова; — формирование навыка внимательного письма.

7 Формирование навыка чтения — заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; — обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв; — обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением; — обучение составлению предложений из слов; — обучение схематической записи слов, предложений.

8 Формирование элементарных математических представлений — количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый); — состав числа; — счётные операции; — решение и составление задач; — геометрические фигуры; — цвет, форма, размер предметов;

Цели программы

Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения ООП НОО обучающимися, позволяющего учитывать их образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Результат программы

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения ООП НОО обучающимися включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

С учетом индивидуальных возможностей и образовательных потребностей обучающихся личностные результаты освоения ООП НОО должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.