ДООП "Спина, стопа" для детей 10-12 лет

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия. Осанка — интегральная характеристика состояния организма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что, в свою очередь, может привести к серьёзным заболеваниям.

Отличительной особенностью данной образовательной программы, от ранее существующих программ в этой области, заключается в том, что при доминировании сидячей рабочей позы обучающегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений ОДА. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой. Программа ориентирована на применение широкого комплекса корригирующих упражнений для ОДА.  


Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия проводятся в удобное для обучающегося время, могут дополняться домашним заданием с целью улучшить качество работы;

- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

преподаватели

Горбачевская Мария Станиславовна, учитель начальных классов 

Содержание программы

Учебный план

 

№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Формы аттестации
Теория
Практика
Всего
 
 
 
Техника безопасности
1
 
1
Опрос.
Раздел 2
 
 
Теоретические сведения. Основа знаний.
1
 
1
Опрос.
 
Гигиена и правильное питание.

Общеразвивающий комплекс упражнений.
0,5
0,5
1
Опрос, текущий контроль.

Наблюдение.
Раздел 3
 
 
Комплекс упражнений на свод стопы, упражнения в ходьбе.
 
1
1
Текущий контроль. Наблюдение
 
Комплекс упражнений в ходьбе и беге. Правильная постановка стопы при ходьбе и беге.
 
1
1
Текущий контроль. Наблюдение
 
Упражнения с предметами. Правила пользования инвентарем.
0,5
0,5
1
Текущий контроль. аблюдение.
 
Упражнения на свод стопы с применением гимнастической палочки.
 
1
1
Текущий контроль. Наблюдение
 
Правильный наклон таза при ходьбе и беге.
 
1
1
Текущий контроль. Наблюдение
 
Правильное положение таза при упражнениях в полуприсяде.
 
1
1
Текущий контроль. Наблюдение
Раздел 4.
 
 
Специальная физическая подготовка Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж.
0,5
0,5
1
Опрос.

Текущий контроль. аблюдение.
 
Упражнения в различных и. п.; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Навык красивой походки и потребность в ней. Осанка, походка и имидж.
 
1
1
Текущий контроль. аблюдение.

 

 
 
Укрепление мышечного корсета. Упражнения на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнёром.
 
1
1
Текущий контроль. аблюдение.

 
 
Упражнения на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени
 
1
1
Текущий контроль. аблюдение.
 
  Упражнения на равновесие. На месте в различных и. п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении
 
1
1
Текущий контроль. аблюдение.
 
Упражнения на гибкость.
 
1
1
Текущий контроль. аблюдение.
 
Акробатические упражнения. Стойка на лопатках, перекаты, кувырки.
 
1
1
. Текущий контроль. аблюдение.
 
Акробатические упражнения и упражнения на гибкость.
 
1
1
Текущий кон-троль. Наблю-дение
 
Связка из акробатических элементом (кувырок, стойка на лопатках).
 
1
1
Текущий кон-троль. Наблю-дение
 
Упражнения на гибкость плечевого пояса.
 
1
1


Итоговый контроль. Наблюдение.
 
Всего:
5.5ч
66.5ч
72ч
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Цели программы

Целью программы является развитие физических качеств ребенка и формирование правильной осанки.

Для реализации цели программы осуществляются следующие задачи:

1. Помощь в освоении учащимися основных социальных норм.

2. Передача обучающимся необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.

3. Воспитание у обучающихся гуманного отношения к людям, ко всему живому.

 4. Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.

5. Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания.

 6. Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы.

7. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.

 

Результат программы

Результаты обучения в предметной области.

К концу 1-го года, обучающиеся будут знать и уметь:

знать:

·        Тип своей осанки и отличительные особенности от других типов ОДА;

·        как правильно обращаться с инвентарём, который используется на занятиях при выполнении упражнений;

·        теорию упражнений, применяемых на занятиях;

·        знать требования техники безопасности, гигиены;

·        влияние физических упражнений на здоровье;

·        влияние питания на здоровье организма.

·        уметь:

·                   выполнять практические упражнения ходьбе и беге, упражнения для плечевого пояса рук, упражнения для свода стопы;

·                   уметь выполнять комплексы общеразвивающих упражнений.

Результаты воспитания:

Обучающиеся будут знать и понимать:

- как работать в группе.

- будут иметь представление о возможном сотрудничестве в планировании совместной работы в паре.

- будут уметь работать коллективно, оказывая помощь в работе, путём исправления ошибок товарища, в случае необходимости.

- смогут реализовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни, а именно правильной постановки стопы при ходьбе и правильного положения спины и плеч при сидении за партой.

Результаты развития

У обучающихся сформированы навыки правильной осанки, координационные   способности; укреплен мышечный корсет и мышечно-связочный аппарат стоп; учащиеся владеют навыками правильного самоконтроля и само регуляции; у них хорошо развито образное мышление; приобретены знания о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; выработано умение выполнять правила общественного порядка, принятые в обществе нормы отношения к окружающим людям; об ответственности за поступки, за здоровье.

Метапредметные результаты:

– обучающиеся владеют знаниями о физическом, психическом, нравственном здоровье; умеют выполнять дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, выполнять самомассаж и взаимомасаж; выбирать целевые установки для своих действий и поступков; разрабатывать комплексы и презентовать свои работы.

Особые условия проведения

Возраст детей от 10 до 12 лет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

 

Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и       нормативами СанПиН для организации учебного процесса. Занятия проходят в спортивном зале с обязательным соблюдением режима проветривания.

 

Требования к инвентарю: гимнастические коврики (1 коврик на каждого обучающегося), гимнастическая палочка (1 палочка на каждого обучающегося), комплект резинок для ног (1 комплект на каждого обучающегося), массажные мячи.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, музыкальная колонка.