"Пиши-Читайка"

Процесс обучения чтению строится на обще дидактических и специфических принципах:

·        принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

·        принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

·        принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

·        онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

 

Процесс обучения чтению строится на обще дидактических и специфических принципах:

·        принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

·        принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

·        принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

·        онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

преподаватели

Фролова Евгения Денисовна

Содержание программы

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников в игровой и доступной форме. Изучают звуки и буквы русского языка. Каждое изучение звука и буквы может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия.

 

Реализуется следующая схема проведения занятия:

- уточняется правильность произношения звука;

- описывается звук;

- игра со звуком;

- рассматриваются раскрашенные картинки на определённую букву;

- знакомство с новой буквой;

- определение место звука в слове

- физминутка

- чтение

- работа в тетради

Примечание:

Структуру занятий можно менять (корректировать) в зависимости от материала;

Подводя итоги, педагог спрашивает: «Что мы сегодня узнали нового на занятии? Что понравилось больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребёнка в отдельности только с положительной стороны. Можно рассказать, чем дети будут заниматься на следующем занятии.

На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение. Широко применяется дифференцированный подход.

Чтобы успешно реализовать план-программу по обучению детей чтению используются разнообразные методы и приёмы: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, закрашивание только гласных, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт?» (составить животное из букв разрезной азбук), «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках), «Дополни предложение», «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, «Буквоежки» (внутри большого слова найти маленькое слово, например, ЭКРАН-КРАН).

Цели программы

Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Результат программы

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, пении;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

Обладает развитым воображением, творчеством, которое реализуется в игре;

Способен внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими;

Речь ребенка становится более выразительной, четкой, громкой;

Развиваются творческие способности, ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Материально-техническая база

Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой комнате. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона групповой комнаты укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской.