Журналистика

Рабочая программа « Юный журналист  реализует  художественно-эстетическое  направление в 5-7 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом   основного  общего образования второго поколения.

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить  в полноценное пространство воспитания и образования.

Важнейшим средством коммуникации является слово. Возможностей у ребят выражать свои мысли, излагать свои идеи, грамотно научиться выражать чувства явно недостаточно.

А между тем возрастные особенности детей позволяют в полной мере использовать свою фантазию, восприимчивость для формирования коммуникативной компетентности.

преподаватели

Касимова Нармин Физулиевна

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Профессия журналиста. Знакомство с программой кружка, решение организационный вопросов. Формирование представлений о профессии журналиста.

 Тема 2. Функции журналистики. Функции журналистики: информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

ТЕМА 3.  Требования к журналисту. Требования к журналисту: компетентность; объективность; соблюдение профессиональных и этических норм; глубокие знания в области литературы, философии и др.; владение литературным языком.

 ТЕМА 4.  История российской журналистики.Из истории развития газетного дела.Журналистика XVIII века. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.Журналистика  XIX века. А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки».Журналистика   XX века. Истоки нравственных основ журналистской этики.

ТЕМА 5. Жанры журналистики.Жанры журналистики и их особенности.

ТЕМА 6. Язык журналистики.Слово и понятие. Многозначность слова. Профессиональная лексика, диалектизмы,жаргонизмы. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

ТЕМА 7-8.  Стилистические фигуры речи.Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

ТЕМА 9.  Композиция журналистского материала .Основные типы построения текстов.

 ТЕМА 10.  Публицистический стиль.Выразительные средства языка публицистических произведений.

  Знакомство с различными видами заголовков.

ТЕМА 11.  Информационные жанры. Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление.

 ТЕМА 12.  Аналитические жанры.Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

ТЕМА 13.   Художественные жанры .Художественные  жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.

ТЕМА 14.   Практическая работа «Написание статьи».

ТЕМА 15.   Знакомство с оформительским делом. Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Роль фотографий в газете.  . Фотографирование объектов,   просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.Дизайн газеты.

ТЕМА 16.   Особенности газетного языка .

ТЕМА 17.   Речевая культура.Культура устной и письменной речи.

 ТЕМА 18.  Эстетика и дизайн. Эстетика как философская категория. Дизайн газеты. Выбор шрифта для определѐнного по содержанию текста. Дизайн школьной газеты.

ТЕМА 19.  Школьная газета. Роль школьной газеты.

ТЕМА 20.  Читатель и его интересы. Методы выявления читательских запросов и предпочтений. 

ТЕМА 21.  Как написать статью в школьную газету? Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой».

ТЕМА 22.  Темы газетных публикаций. Правила расположение новостей. Рубрики. Полосы.

ТЕМА 23. Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта .

ТЕМА 24.  Требования к информации . Классификация  речевых,  грамматических,  орфографических  и  пунктуационных  ошибок.  Достоверность.  Краткость,  ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

ТЕМА 25.  Источники информации .Очевидцы  событий.  Литературные  источники.  Интернет-источники . Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

 ТЕМА 26.  Заголовки и иллюстрации . Объем заголовков, их стилистика. Иллюстрации.

ТЕМА 27.  Интервью.Основные правила ведения интервью.

ТЕМА 28.  Выпуск газеты 

 ТЕМА 29.  Школьная редакция. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик 

 ТЕМА 30. Практическая работа по выпуску школьной газеты 

ТЕМА 31.   Путевые заметки 

Понятие  о  путевых  заметках,  их  основных  формах.  Композиционные  особенности  путевых  заметок.  Субъективный  взгляд  автора.

ТЕМА 32.  Интернет-журналистика

Школьный Интернет – сайт. Работа на ПК.  Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста. Выбор дизайна работы. Редактирование проекта.

ТЕМА 33  Особенности журналистского труда. Проекты об известных журналистах. Защита проектов.

 Тема 34.  Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений»   Выпуск газеты с отчѐтом работы кружка «Юный журналист».
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цели программы

 Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело.

Результат программы

Результаты, которые приобретут обучающийся по итогам освоения программы:

определять стиль и тип речи;

давать характеристику текста публицистического стиля в соответствии с темой и основной мыслью;

отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;

совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;

фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

 

Особые условия проведения

Принимаются все желающие без предъявления требований к уровню образования, независимо от уровня подготовки, при отсутствии медицинских противопоказаний для занятий по выбранному направлению.

Материально-техническая база

Реализация данной программы требует наличия учебного кабинета для проведения теоретических занятий.

            Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- раздаточный материал;

- наборы для творчества.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- фотоаппарат.