Юный путешественник. Модуль 2

Программа «Юный путешественник» является комплексной, состоящей из двух модулей.

Модуль 1 (72 часа в год) и модуль 2 (72 часа в год) являются неотъемлемыми частями программы и изучаются обучающимися параллельно.

Программа может быть использована в качестве вводного блока для любой многолетней программы туристской подготовки. Фактически предлагаемая программа является ориентационным курсом для вовлечения обучающихся в детско-юношеский туризм, является первой ступенью для перехода к дальнейшей краеведческой, экологической, спортивно-туристской деятельности школьников.

Краеведческая составляющая программы предусматривает знакомство с историей города и родного края, делами знаменитых земляков, традициями и обычаями предков, что позволяет осознать себя частицей своего народа, достойным хранителем и продолжателем общего дела, достойным гражданином страны, имеющей уникальную историю.

Занятия туристско-краеведческой деятельностью (ТКД) представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития детей и подростков. Воспитание, обучение и развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни и активной деятельности в естественных природных условиях, что особенно важно в условиях всё возрастающей гиподинамии школьников с её негативными последствиями для здоровья. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений.

преподаватели

Астахова Наталья Яковлевна

Торочкова Виктория Александровна

Рагимова Елена Владимировна

Маркова Ксения Владимировна

Расписание

 Практические  занятия проводятся преимущественно на местности 1 раз в неделю (2 часа).

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие.

Раздел 2. Первый поход. Туристская подготовка.

2.1 Тема "Организация туристского похода".

2.2 Тема "Туристское снаряжение".

2.3 Тема "Организация туристского быта".

2.4 Тема "Питание в походе".

2.5 Тема "Основы гигиены и первая доврачебная помощь".

2.6 Тема "Топография и ориентирование на местности".

Раздел 3. Турист – друг природы.

3.1 Тема "Растительный и животный мир своего региона".

3.2 Тема "Участие в экологических акциях".

Раздел 4. Турист – знаток родного края.

4.1 Тема "Летопись родного края".

4.2 Тема "Культурное наследие родного края".

4.3 Тема "Экскурсионные объекты по программе".

Раздел 5.Общая физическая подготовка.

Раздел 6. Учебно-тренировочные походы, тренировки и соревнования по туризму.

Цели программы

Развитие здоровой, культурно насыщенной, патриотичной, духовно-нравственной личности ребёнка на основе занятий туризмом и краеведением; устойчивое вовлечение обучающихся в туристско-краеведческую деятельность.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

- основное туристское снаряжение;

- правила безопасности в природных условиях;

- туристскую терминологию;

- состав личного снаряжения для однодневного похода;

- что изучает краеведение;

- основные сведения из истории родного города;

- особенности природы своего региона;

- памятники и памятные места города.

Обучающиеся должны уметь:

- собирать рюкзак для однодневного похода;

- выполнять 1-2 походные должности по выбору;

-совершать пешеходные походы, познавательные прогулки протяженностью до 5 км;

- определять стороны горизонта по компасу;

- понимать простейший план местности, находить на карте свою улицу, дом, школу;

- участвовать в экологических акциях, проектах, выполнять простые поручения;

- наблюдать за объектами растительного и животного мира в ближайшем окружении;

- соблюдать правила поведения в музее и на экскурсии.

Личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:

- проявлять терпение, трудолюбие, доброжелательность и взаимопомощь;

- принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.

 

Особые условия проведения

В связи с различием типов финансирования необходимо записать ребенка в две группы одновременно –    Модуль 1 и Модуль 2.

Обучение лишь по одному из модулей невозможно, т.к. они являются неотъемлемыми составляющими комплексной образовательной программы.

 В программе предусмотрены соревнования по спортивному ориентированию и туризму, что является важной составной частью спортивной подготовки детей. Основной целью соревнований на данном начальном этапе является приобретение соревновательного опыта, а также повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса. При этом дистанции должны быть специально спланированы для обучающихся начального уровня.

Основное место в практической деятельности по программе занимают учебно-тренировочные походы, туристские прогулки, краеведческие экскурсии – по городу, музейные и в природу. Предполагаются экскурсии по всем направлениям Всероссийской экспедиции «Моя Родина – Россия»«: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Дорогами дружбы», «Отчизны верные сыны», «Историко-архитектурные места», «Природные богатства родного края». В разделе «Методическое обеспечение» приведены примерные краеведческие объекты г. Дубны по всем экскурсионным направлениям.

Материально-техническая база

Технические устройства: компьютер, мультимедийный проектор.

Снаряжение для спортивного ориентирования: спортивные карты – полигоны для занятий, спортивные карты для соревнований, оборудование для постановки дистанции, компас жидкостной, секундомер, скотч широкий.

Туристское снаряжение: коврики туристские, спальные мешки, палатки на дугах 2-4 местные, рукавицы костровые, рюкзаки 30-40 л, перчатки хлопчатобумажные, топоры, веревки статические, репшнуры, таганки или тросики, пила двуручная или цепочная, лопата саперная, тент туристский 3×4 м, набор котлов для приготовления пищи (8 и 6 л), жерди длинные и короткие, аптечка ПМП.

Стоимость

Занятия проводятся на бюджетной основе.