"Мир глазами художника" для детей 7-12 лет

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, что даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Главный смысл программы – возможность связи искусства с жизнью человека, его роль в повседневном бытии.

В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются определённые качества личности. Появляется оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей.

Отличительной особенностью данной образовательной программы, от ранее существующих программ в этой области, заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия проводятся в удобное для обучающегося время, могут дополняться домашним заданием с целью улучшить качество работы;

- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

преподаватели

Мирошниченко Елена Викторовна

Содержание программы

Учебный план

№ п/п
 

Наименование темы
Количество часов
Формы аттестации
Теория
Практика
Всего
 

I.
Техника      безопасности. Основы композиции. 3 ч
1
2
3
Опрос
II.
Цветоведение. 3 ч
 

2.1
Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета
0,5
0,5
1
Показ работ. Опрос.
 

2.2
Родственные цвета. Дополнительные цвета.
0,5
0,5
1
 

2.3
Контрастные цвета. Светлота и насыщенность.
0,5
0,5
1
III.
Стилизация форм. Орнамент. 3 ч
3.1
Орнамент в полосе
0,5
0,5
1
Показ работ. Опрос.
3.2
Орнамент в круге
0,5
0,5
1
3.3
Орнамент в квадрате
0,5
0,5
1
IV.
Натюрморт. 7 ч
4.1
Натюрморт с фруктами
1
2
3
Показ работ. Опрос.
4.2
Натюрморт с цветами.
0,5
1,5
2
4.3
Натюрморт из 5-7 предметов
0,5
1,5
2
V.
Пейзаж. 6 ч
 

5.1
Лесной     пейзаж.     Световоздушная перспектива.
0,5
1,5
2
Показ работ. Опрос.
 

5.2
Городской        пейзаж.         Линейная перспектива.
0,5
1,5
2
5.3
Морской пейзаж.
0,5
1,5
2
VI.
Птицы. 6 ч
6.1
Рисование с натуры. Ворона.
0,5
1,5
2
Показ работ. Опрос.
 

6.2
Рисование птиц (голубь, воробей, синица, сорока)
0,5
1,5
2
6.3
Хищные птицы (орёл, гриф, сокол)
0,5
1,5
2
VII.
Звери. 6 ч
 

7.1
Домашние животные (кошка, собака, кролик, хомяк)
0,5
1,5
2
Показ работ. Опрос.
 

7.2
Парнокопытные животные (лошадь, корова, бык, коза, баран)
0,5
1,5
2
 

7.3
Хищные звери (волк, лиса, медведь, лев, пантера)
0,5
1,5
2
VIII.
Человек. 12 ч
8.1
Портрет. Пропорции лица.
0,5
1,5
2
Показ работ. Опрос.
8.2
Особенности женского лица.
0,5
1,5
2
8.3
Особенности мужского лица
0,5
1,5
2
 

8.4
Фигура человека. Пропорции. Особенности детской, женской, мужской фигуры.
0,5
1,5
2
Показ работ. Опрос.
 

8.5
Рисование фигуры с натуры (наброски)
0,5
1,5
2
8.6
Рисование фигуры в движении
0,5
1,5
2
IX.
Шрифт. Разновидности шрифта. 3 ч
9.1
Антиква
0,5
0,5
1
Показ работ. Опрос.
9.2
Готический шрифт
0,5
0,5
1
9.3
Старославянский шрифт
0,5
0,5
1
X.
Плакат. Виды плаката. 6 ч
10.1
Афиша.
0,5
1,5
2
Показ работ. Опрос.
10.2
Рекламный плакат.
0,5
1,5
2
10.3
Социальный плакат.
0,5
1,5
2
XI.
Транспорт. Виды транспорта. 6 ч
11.1
Наземный транспорт.
0,5
1,5
2
Показ работ. Опрос.
11.2
Водный транспорт
0,5
1,5
2
11.3
Воздушный транспорт
0,5
1,5
2
XII.
Архитектура. 6 ч
12.1
Религиозные храмы.
0,5
1,5
2
Показ работ. Опрос.
12.2
Замки. Дворцы.
0,5
1,5
2
12.3
Жилые дома.
0,5
1,5
2
XIII.
Тематическое рисование.
1,5
2,5
4
Показ работ.
XIV.
Итоговое занятие. Выставка.
1
-
1
Показ работ.
 
Всего:
22
50
72
 

Цели программы

Целью программы является приобщение обучающихся через изобразительное творчество к искусству, посредством развития эстетической отзывчивости, формирования творческой и созидающей личности.

Для реализации цели программы осуществляются следующие задачи:

1. Задачи в обучении:

- научить практическим приемам и навыкам изобразительного мастерства (в рисунке, живописи, композиции);

- изучить разновидности техник выполнения в изобразительном искусстве;

- научить раскрывать тему в изображении

2. Задачи в развитии:

- развивать умение грамотно сочетать цвета, используемые в деятельности;

- развивать фантазию, воображение, образное мышление, представление, используя занятия на цвет и фактуру и т.д.;

- развить способность достигать профессионального уровня в изобразительном творчестве;

- сформировать интерес к творчеству, путём посещения музеев, выставок.

3. Задачи в воспитании:

- воспитывать любовь к народным традициям;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество;

- воспитывать чувство красоты, аккуратность, терпение в работе, целеустремлённость;

- поддержать одарённых и талантливых детей.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы формулируются через знания, умения, компетенции, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической частей программы.

Планируемые результаты соотносятся с целью и задачами (обучения, воспитания, развития) программы.

Результаты обучения в предметной области.

К концу 1-го года, обучающиеся будут знать и уметь:

знать:

- основные свойства материалов для изобразительного творчества;

- инструкцию по технике безопасности;

- о строении композиции;

- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения, изобразительной композиции;

- о цветовом круге;

- особенности выполнения работы в рисунке, в живописи;

- особенности выполнения техники в декоративном творчестве;

- особенности оформления работы;

- о понятии «декоративно-прикладное искусство»;

уметь:

- правильно и безопасно пользоваться необходимыми материалами;

- определять нужный формат листа и расположение при выборе композиции;

- отличать теплые и холодные цвета;

- находить цветовой контраст;

- пользоваться основными законами композиции;

- определять техники выполнения;

- определять работы известных художников по манере рисования;

- отличать в работах мастеров технику исполнения;

- выполнять работы в изученных техниках (с натуры, по представлению)

Результаты воспитания:

 Учащиеся будут знать и понимать:

- как вместе добиваться интересной композиции, разрабатывая идеи воплощения замысла;

- будут иметь представление о возможном сотрудничестве в планировании совместной работы по своим творческим замыслам.

- будут уметь работать коллективно, оказывая помощь в работе, путём исправления ошибок товарища, в случае необходимости.

- смогут реализовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни, делая таким образом сувенирные изделия, которые можно использовать в качестве подарка родным или в благотворительных целях.

Результаты развития

Учащиеся будут знать и понимать:

- как выполнять работу в зависимости от техники, степени сложности, тем самым развивая внимание;

- будут запоминать количество как рисовать тот или иной объект с натуры или по памяти, развивая таким образом память, художественно-образные представление;

- также будут иметь представление, как воплощать природные формы посредством схематизации.

Метапредметные результаты:

Знания:

Обучающийся может создать на базе пройденного материала необходимые работы в зависимости от того, что именно он хочет украсить. (Оформление шкатулок, ваз, бутылок, чехлов для гаджетов, нанося рисунок на поверхности выбранного материала, используя соответствующие краски и т.д.)

1. Умеет находить в тексте тот материал, который можно раскрыть и реализовать через оформительскую деятельность, а также использовать в проектной деятельности при углублённом самостоятельном изучении особенностей того или иного способа нанести изображение.

2. Умеет приводить пример той информации, которая характерна для раскрытия связи изобразительного или декоративно-прикладного искусства с историей развития разных стран, литературы, народного фольклора и т.д.

Особые условия проведения

Возраст детей от 7 до 12 лет

Материально-техническая база

Мультимедийные презентации к занятиям по программе «Смотрю на мир глазами художника»:

1. Правила работы юного художника.

2. Графические материалы для рисования.

3. Основы цветоведения.

4. Выразительные возможности простого карандаша.

5. Композиция в натюрморте.

6. Изображение предметов быта.

7. Прогулки по городу.

8. Портрет.

9. Пейзаж.

10. Жанры изобразительного искусства.

11. Акварель и ее свойства.

Кроме того, для реализации программы используется:

- видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства;

- комплекс физминуток;

- комплекс игр, применяемых при реализации программы;

- методическая и учебная литература.