"Юный правовед"(отд. МОУ ЯХРОМСКАЯ СОШ №3)

Программа  «Юный правовед» помогает воспитывать уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.

    Программа позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения детей в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность. 

      Особенность программы в том, что она не является частью школьной программы по основам права, предусматривает сосредоточения внимания детей на правовых вопросах и призвана способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в обществе, в семье, в общественных местах и т. д. Программа ориентирована на уважение прав и свобод всех граждан.

преподаватели

Арзамасцев Николай Витальевич

Содержание программы

Раздел 1. Право (4 часа)

Тема 1. Право в системе социальных норм. Форма (источники) права. Норма права. Законы.
Теория: Определение права. Признаки права. Функции права. Социальные нормы. Общие черты всех социальных норм. Различия между нормами на примере норм права и морали.

 Тема 2. Правомерное поведение и правонарушения.

Юридическая ответственность. Законность и правопорядок.
Теория: Понятие и виды правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушения. Юридический состав правонарушения. Виды правонарушений и их причины.

 Раздел 2. Права человека (8 часов)
Тема 1. Права и свободы граждан

Теория: Права и свободы человека и гражданина. Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности. Идеология прав человека. Гражданские права.

Тема 2. Ювенальное право. Права ребенка

Теория: Предпосылки создания ювенального права, его основные понятия и источники. Понятие ювенального права, его предмет, метод и система. Наука ювенального права. Ювенальная политика. Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации.
Тема 3. Международные документы о правах ребенка

Теория: Конвенция о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Всеобщая декларация прав человека. Международные договоры о правах человека. Международный Билль о правах человека. Женевские конвенции.
Практика: Исследовательская работа «Соблюдение прав человека в нашем регионе». Обработка результатов исследований.
Встреча с участковым уполномоченным.

Тема 4. Нарушение прав ребенка. Способы защиты прав ребенка

Теория: Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Способы защиты прав ребенка.
Практика: Практикум «Права человека в современном мире». Оформление работ для участия в конкурсе. Поиск в интернете законов, обеспечивающих права человека.

Раздел 3. Конституционное право (12 часов)

Тема 1. Понятие и система конституционного права РФ. Конституция Российской Федерации, её историческое развитие.
Теория: Место конституционного права в национальной правовой системе. Источники конституционного права Российской Федерации.
Понятие конституции, ее виды.

Тема 2. Юридические свойства конституции Российской Федерации. Порядок принятия и изменения конституции Российской Федерации.

Теория: Учредительный характер Конституции Российской Федерации. Легитимность. Реальность. Верховенство. Итоговый характер предписаний. Стабильность. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

Тема 3. Основы конституционного строя.

Народовластие в Российской Федерации. Конституционный статус личности в Российской Федерации.
Теория: Понятие основ конституционного строя. Основополагающие принципы основ конституционного строя.

Тема 4. Государственный суверенитет.

Россия — Федеративное государство.
Теория: Категория «государственный суверенитет» в конституционном праве. Соотношение государственного суверенитета и суверенитета народа. Характерные черты государственного суверенитета.

Практика: Семинар «Традиции местного самоуправления в нашем регионе».

Тема 5. Президент Российской Федерации.

Теория: Институт главы государства в конституционном праве. Порядок избрания Президента РФ. Полномочия Президента РФ. Правовые акты Президента РФ. Порядок прекращения полномочий президента РФ.
Практика: Ролевая игра «Президент РФ». Обнаружение в источниках права различного статуса Президента. Изготовление листовок на тему «Полномочия Президента».

Тема 6. Федеральное собрание Российской Федерации

Теория: Место и роль парламента в системе органов государственной власти. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган РФ. Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ.

Тема 7. Правительство Российской Федерации

Теория: Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации. Формирование, состав и структура Правительства Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации. Правовые акты Правительства Российской Федерации.
Практика: Работа с документами. Рассмотрение структуры на примерах при формировании этих органов впервые и в настоящее время.

Тема 8. Конституционные основы судебной власти РФ

Теория: Судебная власть в системе разделения властей. Судебная система РФ.

Раздел 4. Избирательное право (2 часа)

Тема 1. Понятие, принципы избирательного права
Теория: Понятие избирательного права, избиратель, система избирательного права. Нормы и принципы избирательного права.

Тема 2. Избирательная система

Теория: Понятие избирательной системы. Основные типы избирательных систем.  абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства.

Цели программы

Выработать у детей понимание основ права, умение самостоятельно учиться, общаться, правильно излагать свои мысли. Сделать осознанный выбор будущей профессии.

Результат программы

-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в обществах разного типа.

-усвоение первоначальных сведений о правах и обязанностях человека, об обществе и роли человека в нем.

-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и

нравственного поведения.

- поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Компьютер, проектор, принтер.