- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Прочее
- Кружок «Учимся говорить правильно»
Кружок «Учимся говорить правильно»
Программа кружка «Учимся говорить правильно» направлена на установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта и позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
преподаватели
- Ижденева Светлана Анатольевна, учитель-логопед
- Ширшова Евгения Николаевна, учитель-логопед
Содержание программы
1-й модуль
Формирование словаря и грамматического строя речи:
- развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда;
- выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;
- формировать практическое усвоение простых способов словообразования.
Развитие связной речи:
- учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме;
- учить навыкам составления описательного рассказа
Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- учить детей различать речевые и неречевые звуки;
- учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию;
- учить детей на слух дифференцировать слова длинные и короткие;
- познакомить с понятием ряд;
- научить дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- формировать понятие «гласные звуки».
Развитие просодической стороны речи:
- формировать диафрагмовое дыхание;
- формировать правильное речевое дыхание и длительный речевой выдох;
- учить дифференцированному дыханию: вдох носом – выдох ртом, вдох ртом – выдох носом, вдох и выдох носом, вдох и выдох ртом;
- воспитывать чувство ритма, умение передать ритмический рисунок по схеме;
- формировать силу голоса.
Формирование общей, артикуляционной и мелкой моторики:
- познакомить с органами артикуляции;
- развивать артикуляционную моторику;
- формировать осознание собственного тела и ориентировки в схеме тела;
- пальчиковая гимнастика.
2-й модуль
Формирование словаря и грамматического строя речи:
- формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;
- формировать практическое усвоение простых способов словообразования притяжательных прилагательных.
Развитие связной речи:
- продолжать формировать и закреплять навыки составления простых распространенных предложений;
- формировать навыки составления сложносочиненных предложений с союзами А, НО, И;
- продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке;
- совершенствовать навыки ведения диалога.
Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
- продолжать работу , которая проводилась в первом периоде обучения;
- формировать понятие «согласный звук»;
- формировать понятие «слог»;
- обучать детей отхлопывать ритмический рисунок по предложенной схеме;
- формировать графические навыки буквенного анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи:
- совершенствовать речевое дыхание и развивать длительный речевой выдох на материале чистоговорок и потешек;
- развивать умение менять темп речи; воспитывать умеренный темп речи в игровой и свободной речевой деятельности.
Формирование общей, артикуляционной и мелкой моторики:
- артикуляционная гимнастика;
- формировать артикуляционные уклады для «дефектных» звуков;
- формировать правильный захват карандаша; развивать мелкую моторику.
3-й модуль
Формирование словаря и грамматического строя речи:
- закреплять ранее изученные грамматические категории;
- Формировать понимание и практическое усвоение предлогов над, около, между.
Развитие связной речи:
- продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения.
Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
- вызывать звук «Ж» в случае отсутствия
- автоматизировать произнесение поставленного звука «Ж» на уровне слогов, слов, предложений;
- дифференцировать произнесение звуков «Ш – Ж» в слогах, словах, предложениях;
- учить детей дифференцировать звуки раннего онтогенеза по твердости – мягкости
- развивать фонематический слух
Цели программы
Цель программы кружка «Учимся говорить правильно» – построение системы работы, обеспечивающей полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие выразительной связной речи. Все это обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
Результат программы
Планируемые результаты работы.
- дети проявляют познавательный интерес, творческие способности;
- дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние;
- грамматически верно оформляют свое речевое высказывание;
- правильно артикулируют все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцируют все изученные звуки;
- называют последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находят в предложении слова с заданным звуком, определяют место звука в слове;
- различают понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
- владеют интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Особые условия проведения
Программа кружка «Учимся говорить правильно» разработана для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Материально-техническая база
Логопедический кабинет имеет зональную структуру.
1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена письменным столом логопеда, стульями и стульчиками, шкафом и стеллажами и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей;
- Методическая литература по коррекции речи детей;
- Учебно-методические планы и другая документация логопеда;
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.
- Технические средства обучения (ноутбук)
2. Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеется приспособление для мобильного расположения наглядного материала, используемого на индивидуальном занятии (изображения основных артикуляционных упражнений, звуковых профилей и т.п.)
3. Зона санитарно-гигиеническая (раковина, мыло, полотенце, влажные салфетки, мусорное ведро)