Кружок «Учимся говорить правильно»

Программа кружка «Учимся говорить правильно» направлена на установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта и позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Педагоги

  • Ижденева Светлана Анатольевна, учитель-логопед
  • Ширшова Евгения Николаевна, учитель-логопед

Содержание программы

1-й модуль

Формирование словаря и грамматического строя речи:

  • развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда;
  • выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;
  •  формировать практическое усвоение простых способов словообразования.

Развитие связной речи:

  • учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме;
  • учить навыкам составления описательного рассказа

Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, память;
  • учить детей различать речевые и неречевые звуки;
  • учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию;
  • учить детей на слух дифференцировать слова длинные и короткие;
  • познакомить с понятием ряд;
  • научить дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
  •  формировать понятие «гласные звуки».

Развитие просодической стороны речи:

  • формировать диафрагмовое дыхание;
  • формировать правильное речевое дыхание и длительный речевой выдох;
  • учить дифференцированному дыханию: вдох носом – выдох ртом, вдох ртом – выдох носом, вдох и выдох носом, вдох и выдох ртом;
  • воспитывать чувство ритма, умение передать ритмический рисунок по схеме;
  • формировать силу голоса.

Формирование общей, артикуляционной и мелкой моторики:

  • познакомить с органами артикуляции;
  •  развивать артикуляционную моторику;
  • формировать осознание собственного тела и ориентировки в схеме тела;
  • пальчиковая гимнастика.

2-й модуль

Формирование словаря и грамматического строя речи:

  • формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;
  • формировать практическое усвоение простых способов словообразования притяжательных прилагательных.

Развитие связной речи:

  • продолжать формировать и закреплять навыки составления простых распространенных предложений;
  • формировать навыки составления сложносочиненных предложений с союзами А, НО, И;
  • продолжать формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке;
  • совершенствовать навыки ведения диалога.

Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

  • продолжать работу , которая проводилась в первом  периоде обучения;
  • формировать понятие «согласный звук»;
  • формировать понятие «слог»;
  • обучать детей отхлопывать ритмический рисунок по предложенной схеме;
  • формировать графические навыки буквенного анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи:

  • совершенствовать речевое дыхание и раз­вивать длительный речевой выдох на материале чистоговорок и потешек;
  • развивать умение менять темп речи; воспитывать умеренный темп речи в игро­вой и свободной речевой деятельности.

Формирование общей, артикуляционной и мелкой моторики:

  • артикуляционная гимнастика;
  • формировать артикуляционные уклады для «дефектных» звуков;
  • формировать правильный захват карандаша; развивать мелкую моторику.

3-й модуль

Формирование словаря и грамматического строя речи:

  • закреплять ранее изученные грамматические категории;
  • Формировать понимание и практическое усвоение предлогов над, около, между.

Развитие связной речи:

  • продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах обучения.

Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

  • вызывать звук «Ж» в случае отсутствия
  • автоматизировать произнесение поставленного звука «Ж» на уровне слогов, слов, предложений;
  • дифференцировать произнесение звуков «Ш – Ж» в слогах, словах, предложениях;
  • учить детей дифференцировать звуки раннего онтогенеза по твердости – мягкости
  • развивать фонематический слух

Цели программы

Цель программы кружка «Учимся говорить правильно» – построение  системы работы, обеспечивающей полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие выразительной связной речи. Все это обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

Результат программы

Планируемые результаты работы.

  • дети проявляют познавательный интерес, творческие способности;
  • дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние;
  • грамматически верно оформляют свое речевое высказывание;
  • правильно артикулируют все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцируют все изученные звуки;
  • называют последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находят в предложении слова с заданным звуком, определяют место звука в слове;
  • различают понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
  • владеют интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Особые условия проведения

Программа кружка «Учимся говорить правильно» разработана для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Материально-техническая база

Логопедический кабинет имеет зональную структуру.

1.      Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена письменным столом логопеда, стульями и стульчиками, шкафом и стеллажами  и содержит следующие разделы:

  • Материалы по обследованию речи детей;
  • Методическая литература по коррекции речи детей;
  • Учебно-методические планы и другая документация логопеда;
  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.
  • Технические средства обучения (ноутбук)

2.      Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеется приспособление для мобильного расположения наглядного материала, используемого на индивидуальном занятии (изображения основных артикуляционных упражнений,  звуковых профилей и т.п.)

 

3.      Зона санитарно-гигиеническая (раковина, мыло, полотенце, влажные салфетки, мусорное ведро)