«Мастерская игрушек»

В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по мелкой моторике, развитию мышления и в целом творческого развития детей, как составляющей общечеловеческой культуры. Программа включает в себя адаптированные для детского возраста творческие занятия.

Главное преимущество кружка «Мастерская игрушек» - это развитие творческого мышления у детей, воображения и мелкой моторики пальцев рук.

Польза творческой нагрузки для детей:

- повышается интерес к искусству;

- развивается творческое мышление и воображение;

- улучшается мелкая моторика;

Творческие занятия  - полезная альтернатива сидения за телефоном, компьютером и различными компьютерными приставками.

Занятия полезны для снятия эмоционального и умственного напряжения.

Игрушка всегда сопутствовала человеку - она является одним из самых давних видов декоративно-прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего глаз. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Игрушка - это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.

Образовательная программа «Мастерская игрушек» направлена на обучение детей технологии кройки и шитья народной и современной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями.

При реализации программы «Мастерская игрушек» у детей  воспитывается трудолюбие, целеустремленность, любовь ко всему прекрасному. Современные дети не любители однообразного монотонного труда и они быстро утомляются, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Если педагог правильно организует  работу кружка, то у детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа в кружке «Мастерская игрушек» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

преподаватели

Зайцева Татьяна Анатольевна

Содержание программы

Вводное занятие. (1 час)

Теория. Инструктаж по технике безопасности. История игрушки. Виды игрушек и их особенности.

Практика. Первичная диагностика способностей детей.

Раздел 1. Народная Игрушка. (8 часов)

Тема 1.1. Виды тканей и наполнителей. Их особенности. Игрушка из флиса «Зайка»

Теория. Знакомство с видами тканей и наполнителями. Их особенностей.

Практика. Изготовление игрушки из флиса «Зайка».

Тема 1.2. Народная игрушка. Народной игрушки из ниток «Кукла мотанка».

Теория. История народной игрушки. Традиции.

Практика. Изготовление народной игрушки из ниток «Кукла мотанка».

Тема 1.3. Народной игрушки из хлопковой ткани «Кукла Кувадка».

Практика. Изготовление игрушки «Кукла Кувадка»

Тема 1.4. Лоскутная кукла. «Кукла-оберег»

Теория. Кукла-оберег на Руси.

Практика. Изготовление лоскутной игрушки «Кукла-Оберег»

Раздел 2. Работа с фетром. (12 часов)

Тема 2.1. Знакомство с инструментами. Виды стежков. Способы сшивания. Шьем мешочек для мелочей.

Теория. Знакомство с инструментами: ножницы, иголка, нитка, нитковдеватель. Виды стежков: вперед иголкой, назад иголкой, обметочный. Способы сшивания изделий.

Практика. Изготовление мешочка для мелочей.

Тема. 2.2. Простая выкройка. Работа с фетром. Игрушка сердце.

Теория. Знакомство с выкройкой. Особенности работы с фетром.

Практика. Изготовление мягкой игрушки сердце.

Тема. 2.3 Вышивка на ткани. Работа с бусинами. Игрушка «Зайка».

Теория. Оформление игрушек. Вышивка на ткани. Как пришиваются детали.

Практика. Изготовление игрушки «Зайка»

Тема. 2.4. Игрушка «Котик».

Практика. Изготовление игрушки «Котик».

Тема. 2.5. Работа с пуговицами. Игрушка «Мишка».

Теория. Виды пуговиц. Способы пришивания пуговиц.

Практика. Изготовление игрушки «Мишка»

Тема. 2.6. Усложненная выкройка. Игрушка «Пингвин»

Теория. Выкройка из нескольких деталей.

Практика. Изготовление игрушки «Пингвин».

Раздел 3. Пальчиковые игрушки. «Зоопарк». (10 часов)

Тема 3.1 Пальчиковые игрушки. Игрушка «Бегемот»

Теория. История возникновение пальчиковой игрушки. Ее предназначение.

Практика. Изготовление пальчиковой игрушки «Бегемот»

Тема 3.2. Игрушка «Жираф»

Практика. Изготовление пальчиковой игрушки «Жираф»

Тема 3.3. Игрушка «Обезьяна».

Практика. Изготовление пальчиковой игрушки «Обезьяны».

Тема 3.4. Игрушка «Слон»

Практика. Изготовление пальчиковой игрушки «Слон»

Тема 3.5. Игрушка «Лев».

Практика. Изготовление пальчиковой игрушки «Лев»

Раздел 4. Работа с хлопковой тканью. (10 часов)

Тема 4.1.Работа с хлопковой тканью. Ее особенности. Потайной шов. Игрушка «Облачко».

Теория. Особенности хлопковой ткани. Секреты потайного шва.

Практика. Изготовление игрушки «Облачко».

Тема 4.2. Игрушка «Динозавр»

Практика. Изготовление игрушки «Динозавр».

Тема 4.3. Игрушка «Кролик».

Практика. Изготовление игрушки «Кролик»

Тема 4.4. Комбинирование тканей. Пришивание деталей. Игрушка «Слоник».

Теория. Сочетание различных фактур. Способы сшивания деталей.

Практика. Изготовление игрушки «Слон»

Тема 4.5. Игрушка «Птичка»

Практика. Изготовление игрушки «Птичка».

Раздел 5. Объёмная игрушка из хлопка (10 часов)

Тема 5.1 Объемная игрушка. Игрунка из нескольких деталей. Игрушка «Зайчишка»

Теория. Сложные выкройки. Как сшивать детали.

Практика. Изготовление игрушки «Зайчишка»

Тема 5.2. Игрушка «Мышка»

Практика. Изготовление игрушки «Мышка»

Тема 5.3. Игрушка «Котик»

Практика. Изготовление игрушки «Котик»

Тема 5.4. Игрушка «Зайка в платье»

Практика. Изготовление игрушки «Зайка»

Тема 5.5. Платье для зайки

Практика. Шьем платье для зайки.

Раздел 6. Игрушки из флиса.. Игрушки с движущимися деталями (14 часов)

Тема 6.1. Игрушки из флиса. Игрушки с движущими деталями. Способы крепления деталей. Нитяное крепление. Игрушка «Мишка»

Теория. Особенности флиса. Движущиеся детали. Способы крепления деталей. Нитяное крепление.

Практика. Изготовление игрушки «Мишка»

Тема 6.2. Игрушка «Мишка»

Практика. Изготовление игрушки «Мишка»

Тема 6.3. Игрушка «Мишка»

Практика. Изготовление игрушки «Мишка»

Тема 6.4. Игрушка «Кошечка»

Практика. Изготовление игрушки «Мишка»

Тема 6.5. Игрушка «Кошечка»

Практика. Изготовление игрушки «Кошечка»

Тема 6.6. Игрушка «Кошечка»

Практика. Изготовление игрушки «Кошечка»

Тема 6.7. Одежда для кошечки

Практика. Изготовление игрушки «Кошечка»

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Выставка готовых работ.

Цели программы

Цель: создать условия для творческой самореализации ребенка.

Задачи:

Обучающие, образовательные.

- формирование у детей навыков ручного труда;

- обучение основам кройки и шитья игрушки;

- расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народов;

Развивающие

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.

-обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

- создание базы для творческого мышления;

Воспитательные - воспитание трудолюбия, аккуратности;

- развитие активности и самостоятельности;

- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

Результат программы

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимой творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научится:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использовании ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- развивать образное мышления, воображения, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- достичь оптимального для каждого уровня развития;

- сформировать навыки работы с информацией.

Особые условия проведения

Организация образовательной среды:

- система занятий;

- участие в городских выставках, конкурсах;

- организация мини-выставок;

- посещение выставок декоративно-прикладного творчества.

Основные методы и формы работы:

- словесный рассказ, беседа;

-наглядная демонстрация образцов, дидактического материала;

- выставки готовых изделий;

- практическая работа.

Материально-техническая база

- методические карты;

- наглядные пособия;

- образцы изделий;

- раздаточный материал;

- информационный материал;

- шаблоны;

- фотоархив.

Материалы, инструменты,приспособления:

-фетр, хлопчатобумажный материал и др. ;

- синтепон, вата, поролон;

- отделочные материалы: пуговицы, ленты, тесьма, кружево,

-нитки, нитки мулине и др. ;

- инструменты: ножницы, иглы, булавки, утюг;

- дополнительные материалы: деревянные палочки, клей.

Видео