Аккордеон. Общеразвив.

Музыкальное, творческое, эстетическое, нравственное развитие учащегося через обучение хоровому пению, музыкально-теоретическим дисциплинам.

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Аккордеон») (далее – Программа) разработана на основе Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств Министерства культуры Российской Федерации (письмо от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ги).

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. 


Программа Школы опирается на почти пятидесятилетний практический опыт преподавателей – хормейстеров школы, прежде всего Заслуженного деятеля искусств РФ Б.А. Толочкова. В период его деятельности школа сформировалась как стройная система возрастных хоров, связанных между собой по принципу усложнения требований, репертуара. Б.А. Толочков создал единственную в своём роде хоровую школу, где решена проблема преемственности поколений: дети начинают обучение с 5 (4,5) лет и, взрослея и набираясь опыта, постепенно переходят из одного возрастного хора в другой в стенах одной хоровой школы.

Самые одарённые выпускники продолжают совершенствовать своё мастерство в Академическом хоре "Подлипки".

Реализацию учебного предмета «Хор» Школа обеспечивает на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы подразделены на:

младшие хоры: «Росинка» (7 лет, 1-й класс), «Капелька» (8 лет, 2-й класс);
средние хоры: «Родничок» (9 лет, 3-й класс), «Ручеёк» (10 лет, 4-й класс), Хор мальчиков (7-11 лет, 1-5 класс);
старшие хоры: «Кандидатский» (11 лет, 5-й класс), концертный хор «Поток» (12-14 лет, 6-8 классы).

Все хоровые коллективы активно участвуют в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности, повышают своё исполнительское мастерство через участие в конкурсной деятельности.

преподаватели

Реализация Программы обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Содержание программы

Программа состоит из трёх модулей:

1-й модуль: срок освоения составляет 3 года.

2-й модуль: курс с углублённым изучением учебных предметов, возможен для успешно закончивших 1 модуль. Срок освоения – 2 года.

3-й модуль: курс с развитием и совершенствованием всех ранее освоенных музыкально-исполнительских навыков и теоретических знаний, возможен для детей, успешно закончивших 2-й модуль. Срок освоения – 2 года. 

Организация образовательного процесса в Школе регламентируется учебным планом, расписанием занятий и годовым календарным учебным графиком.

Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель.

Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по седьмой класс - 33 недели.

Учебный процесс организуется по учебным четвертям (триместрам, разделённым каникулами. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком. 

При реализации Программы со сроком обучения 7 лет общий объём аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1808 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01. Музыкальное исполнительство:

УП.01. Хор – 789 часов: 1- 4 классы – 3 ак.ч./нед.; 5-7 классы – 4 ак.ч/нед.(*)
УП.02. Основы музыкального исполнительства (аккордеон) – 460 часов: 1-7 классы – 2 ак.ч/нед.


ПО.02.Теория и история музыки:

УП.01. Сольфеджио – 329 часов: 1 класс – 1 ак.ч/нед., 2-7 классы – 1,5 ак.ч/нед.
УП.02. Слушание музыки – 98 часов: 1-3 классы – 1 ак.ч/нед.
УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 132 часа: 4-7 классы – 1 ак.ч/нед. 
(*)Академический час равен 45 минутам.

Цели программы

Творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, приобретение им теоретических знаний и практического опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Результат программы

Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: 

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

  • знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
  • умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;
  • навык исполнения произведений а капелла;
  • навык исполнения многоголосных произведений;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыков публичных выступлений;


б) инструментального:

  • знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
    знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения на аккордеоне;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • умения создавать художественный образ музыкального произведения при исполнении на аккордеоне;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на аккордеоне;
  • умения аккомпанирования при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;
  • навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • навыков подбора по слуху музыкальных произведений;
  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыков публичных выступлений;


в области теории и истории музыки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
  • умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на аккордеоне;
  • умения осмысливать музыкальные произведения, события путём изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путём группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
  • навыков анализа музыкального произведения;
  • навыков записи музыкального текста по слуху;

Особые условия проведения

При приёме на обучение по Программе Школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.

Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти, вокальных данных.

Материально-техническая база

Для реализации программы «Аккордеон» Школа располагает всеми необходимыми учебными аудиториями, специализированными кабинетами и материально-техническим обеспечением:

  • концертный зал с 2-я концертными роялями, хоровыми станками, световым и звукотехническим оборудованием;
  • учебные аудитории для занятий на аккордеоне оснащены необходимыми музыкальными инструментами для детей от 6,5 до 18 лет всех размеров и различных модификаций, а также оборудованием: подставками для ног, пюпитрами для нот, специализированными стульями;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
  • 2 учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Хор» со специализированным оборудованием (хоровыми подиумами, роялями);
  • техническое оборудование: led-экран, интерактивный стол, интерактивные панели и другие интерактивные устройства, обеспечивающие наглядность и эстетику представляемой информации.


Все учебные аудитории оснащены роялями или фортепиано, а также, в зависимости от преподаваемых дисциплин, необходимым звуковым и видео оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.