Народные инструменты (Гитара). Предпроф.

Музыкальное, эстетическое, развитие через обучение хоровому пению, игре на гитаре, музыкально-теоретическим дисциплинам.

Требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации предпрофессиональной программы «Гитара» установлены федеральными государственными требованиями.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

выявление одарённых детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гитаре, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. 
Программа Школы опирается на почти пятидесятилетний практический опыт преподавателей – хормейстеров школы, прежде всего Заслуженного деятеля искусств РФ Б.А. Толочкова. В период его деятельности школа сформировалась как стройная система возрастных хоров, связанных между собой по принципу усложнения требований, репертуара. Б. А. Толочков создал единственную в своём роде хоровую школу, где решена проблема преемственности поколений: дети начинают обучение с 5 (4,5) лет и, взрослея и набираясь опыта, постепенно переходят из одного возрастного хора в другой в стенах одной хоровой школы.

Самые одарённые выпускники продолжают совершенствовать своё мастерство в Академическом хоре "Подлипки".

Реализацию учебного предмета «Хоровой класс» Школа обеспечивает на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы подразделены на:

  • младшие хоры: «Росинка» (7 лет, 1-й класс), «Капелька» (8 лет, 2-й класс); 
  • средние хоры: «Родничок» (9 лет, 3-й класс), «Ручеёк» (10 лет, 4-й класс), Хор мальчиков (7-11 лет, 1-5 классы);
  • старшие хоры: «Кандидатский» (11 лет, 5-й класс), концертный хор «Поток» (12-14 лет, 6-8 классы).

 

Все хоровые коллективы активно участвуют в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности, повышают своё исполнительское мастерство через участие в конкурсной деятельности.

преподаватели

Реализация Программы обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Содержание программы

Учебный процесс организуется по учебным четвертям (триместрам), разделённым каникулами. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей (триместров), каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком.

При реализации программы «Гитара» со сроком обучения 8 лет общий объём аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1933 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01. Музыкальное исполнительство:

УП.01. Гитара – 559 часов: 1-6 классы – 2 ак.ч/нед., 7-8 классы – 2,5 ак.ч/нед. (*)

УП.02. Ансамбль – 165 часов: 4-8 классы – 1 ак.ч/нед.

УП.03. Фортепиано – 99 часов: 4-8 классы – 0,5 ак.ч/нед.

УП.04. Хоровой класс – 98 часов: 1-4 классы – 3 ак.ч/нед., 5-8 классы – 4 ак.ч/нед.


ПО.02. Теория и история музыки:

УП.01. Сольфеджио – 378,5 часа: 1 класс – 1 ак.ч/нед., 2-8 классы – 1,5 ак.ч/нед.

УП.02. Слушание музыки – 98 часов: 1-3 классы – 1 ак.ч/нед.

УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 181,5 часа: 4-7 классы – 1 ак.ч/нед.,
8 класс – 1,5 ак.ч/нед.

(*) Продолжительность академического часа составляет 45 минут.

 

В разделе Расписание дано примерное типовое расписание учащегося. Каждый учащийся Школы имеет индивидуальное расписание, что обусловлено наличием индивидуальных предметов и нескольких групп каждого класса по теоретическим предметам.

Цели программы

Творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, приобретение им теоретических знаний и практического опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Результат программы

Результатом освоения программы «Гитара» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: 

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
знания музыкальной терминологии;
умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;
навык исполнения произведений а капелла;
навык исполнения многоголосных произведений;
умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
навыков публичных выступлений;
 

б) инструментального:

знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого исполнительства;
знания музыкальной терминологии;
умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на гитаре;
умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на гитаре;
умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на гитаре;
умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на гитаре;
навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
навыков импровизации на гитаре, чтения с листа несложных музыкальных произведений на гитаре и на фортепиано;
навыков подбора по слуху;
первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых, оркестровых); 
в области теории и истории музыки:

знания музыкальной грамоты;
знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
умения осмысливать музыкальные произведения, события путём изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
навыков восприятия элементов музыкального языка;
сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путём группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
навыков анализа музыкального произведения;
навыков записи музыкального текста по слуху;
первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Особые условия проведения

При приёме на обучение по Программе Школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.

Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти, вокальных данных.

Материально-техническая база

Для реализации программы «Гитара» Школа располагает всеми необходимыми учебными аудиториями, специализированными кабинетами и материально-техническим обеспечением:

концертный зал с 2-я концертными роялями, хоровыми станками, световым и звукотехническим оборудованием;
учебные аудитории для занятий на гитаре оснащены необходимыми музыкальными инструментами для детей от 6,5 до 18 лет всех размеров и различных модификаций, а также оборудованием: подставками для ног, пюпитрами для нот, специализированными стульями;
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
2 учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Хор» со специализированным оборудованием (хоровыми подиумами, роялями);
техническое оборудование: led-экран, интерактивный стол, интерактивные панели и другие интерактивные устройства, обеспечивающие наглядность и эстетику представляемой информации.
Все учебные аудитории оснащены роялями или фортепиано, а также, в зависимости от преподаваемых дисциплин, необходимым звуковым и видео оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Стоимость

Финансирование программы – из средств Муниципального бюджета.