«Секреты грамотной речи»

Прохождение программы дает возможность обучающимся сформировать:

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

преподаватели

педагоги МОУ "Москворецкая гимназия"

Содержание программы

Занятие 1. Родной язык в жизни человека. Русский язык в современном мире. Публичные выступление

Занятие 2. Умение общаться – важная часть культуры человека. Ролевая игра

Занятие 3. Монолог и диалог, их разновидности. Творческий конкурс

Занятие 4. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.Проблемно-ценностная дискуссия.

Занятие 5. Виды речевой деятельности. Аудирование (слушание) и его виды.Познавательная вербальная игра.

Занятие 6. Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации.Проблемно-ценностная дискуссия.

Занятие 7. Говорение. Основные особенности устного высказывания. Сжатый, выборочный, развернутый пересказ прочитанного , прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.Мастерская.

Занятие 8. Коммуникативные цели говорящего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой и условиями общения.Познавательная вербальная игра.

Занятие 9. Культура речи как раздел лингвистики. Выбор и организация языковых средств как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.Беседа.

Занятие 10. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные.Мастерская.

Занятие 11. Нормативные словари современного русского языка, их роль в овладении нормами современного литературного языка.Исследовательский проект.

Занятие 12. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.Беседа.

Занятие 13. Научный стиль. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля.Исследовательский мини-проект.

 Занятие 14. Основные жанры научного стиля: отзыв, реферат, аннотация, тезисы, выступление, доклад, статья, рецензия. Их особенности.Творческий конкурс.

Занятие 15. Публицистический стиль. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического стиля.Ролевая игра.

Занятие 16. Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, интервью, очерк. Их особенности.Конкур-соревнование.

Занятие 17. Создание текстов различных стилей и жанров.Творческий конкурс.

 Занятие 18. Текст как продукт речевой деятельности. Текста, его основные признаки. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.Мастерская.

Занятие 19. Тема, коммуникативная установка, основная мысль. Микротема текста.Беседа.

Занятие 20. Описание, повествование и рассуждение как функционально-смысловые типы речи.Познавательная вербальная игра.

 Занятие 21. Основные морфологические нормы русского литературного языка.Публичные выступления.

Занятие 22. Употребление в речи глаголов в соответствии с грамматическими, лексическими, орфоэпическими нормами.Проблемно-ценностная дискуссия.

Занятие 23. Особенности употребления в речи форм настоящего и будущего времени глагола в значении прошедшего времени, соблюдение видо-временной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте.Проблемно-ценностная дискуссия.

Занятие 24. Особенности употребления причастий в различных функциональных стилях и языке литературы. Правильное употребление причастий с определяемыми словами, соблюдение видо-временной соотнесенности причастий с формой глагола-сказуемого. Правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.Исследовательский мини-проект.

Занятие 25. Особенности употребления деепричастий в различных функциональных стилях и языке литературы. Правильное употребление предложений с деепричастным оборотом.Проблемно-ценностная дискуссия.

Занятие 26. Образование и правильное употребление в речи наречий сравнительной степени.Групповой конкурс

Занятие 27. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.Публичные выступления.

Занятие 28. Основные выразительные средства синтаксиса.Мастерская.

Занятие 29. Моделирование предложений в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.Творческая лаборатория.

Занятие 30. Особенности использования простых и сложных предложений в текстах разных стилей и жанров. Использование в художественных текстах предложений с разными видами связи.Мастерская.

Занятие 31. Использование в речи синтаксических конструкций с прямой и косвенной речью.Проблемно-ценностная дискуссия.

Занятие 32. Итоговое занятие. Защита проектов.

Занятие 33. Русский речевой этикет. Речевой самоконтроль в практической деятельности и повседневной жизни.Игра-конкурс.

Занятие 34. Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

Заочное путешествие. Резервное занятие

Цели программы

обучить учащихся умению анализировать и оценивать общение, в частности, степень эффективности общения, уровень владения языком, корректность поведения; умение общаться, создавать высказывания в различных речевых жанрах, при этом использовать уместные, оптимальные для воплощения замысла словесные и несловесные средства общения, формулировать явно или для себя свое коммуникативное намерение.

Результат программы

В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, ключевые компетенции, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Особые условия проведения

учебный кабинет

Материально-техническая база

методические пособия, ноутбуки с подключением  к сети Интернет