Школа волонтера

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социальноэкономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтѐрское движение может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ.Volunteer – доброволец) – это люди, делающие чтолибо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. 

преподаватели

Жукова Л.Н.

Расписание

Занятия проводятся в течение всего календарного года, включая каникулы.
"Школа волонтеров"(1 год обучения): 2 занятия в неделю по 1 часу

Содержание программы

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения
Теория: Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и
благотворительность. История развития социального служения в России и за
рубежом. Волонтерство как институт формирования и развития социальной
активности молодежи. Происхождение понятия «волонтѐр», "доброволец«.
Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации.
Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. С
Практика: Знакомство в группе «Узнаѐм друг друга». Диагностика
"Приоритет жизненных ценностей" (анкета). Игра "Расскажи мне о себе«.
Заповеди волонтеров.
2. Игровые технологии в работе волонтера
Теория: игры-адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера
применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение
персонала организации). Познавательная игра, понятие. Хорошие и плохие
вопросы. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П.Иванова. Этапы
КТД. Условия проведения КТД. Игровая программа, понятие, принципы отбора
игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к
ведущему.
Практика: разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного
возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки. Форма и технология проведения
познавательной игры. Моделирование познавательной игры. КТД «Север-югзапад-восток». Разработка и проведение игровых программ.
3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ.

Теория: Роль здоровья в жизни человека. Беседа о сохранении здоровья.
Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки. Круглый стол «Мы
хотим быть здоровыми». Сопротивление групповому давлению. Знакомство с
акцией "Красная ленточка«.
Практика: Игра «больной – здоровый». Ролевая игра "Мир без алкоголя".
Разработка познавательных, ролевых игр, проведение классных часов в
школах. Просмотр и обсуждение фильма "Дневник Насти«.
4. Информационные технологии в работе волонтера.
Теория: Информационный буклет, принципы оформления и создания.
Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические
и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Новостная статья.
Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Деловое письмо. Структура
делового письма.  Работа над созданием видеоролика.
5. Основы социального проектирования проведения социальных дел
Теория: Социальная акция. Понятие, виды социальной акции. Этапы
подготовки и проведения. Характеристика основных компонентов социального
проекта: цель, задачи, актуальность. Содержание, ресурсы, бюджет.
Практика: разработка и проведение социальной акции ко Дню народного
единства, Дню матери. Организация социальных дел гражданскопатриотической направленности. Организация встреч с участниками боевых
действий в Афганистане и Чечне. Создание информационных сборников,
закладок, буклетов о героях локальной войны. Разработка социальных проектов,
их реализация.
6. Психологическая подготовка волонтера.
Теория: особенности работы с детьми младшего школьного возраста.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический,
биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к
пожилым людям в обществе. Вербальная и невербальная информация.
7. Школа социальных технологий
Теория: Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы
обучения в технологии «Равный обучает равного». Дискуссия. Особенности
Дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения:
подготовительный, основной, заключительный. Правила организации на
каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии.
Сициальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация.
Создание послания. Фасилитация.
Практика: Упражнение «Джеффа. Дискуссионные качели (Н.Е.Щуркова).
8. Специальная подготовка волонтеров
Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в
жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и
ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Помощь
детям-сиротам. Основные проблемы детей-сирот. 
Практика: Организация встреч и проведение праздников в Доме ветеранов.
Организация выездов в детский дом. Организация игровых программ, мастерклассов. Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков
"группы риска". Обсуждение повести Л.Улицкой "Бумажная победа«.
Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост». Организация
досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
9. Лидерство в волонтерском объединении
Теория: Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер.

Цели программы

Информационная, социальная, психологическая подготовка волонтеров к общественной деятельности.

Результат программы

Воспитанники должны знать:
 Историю развития волонтерского движения;
 Основные добровольческие организации России;
 Цели, задачи и принципы волонтерского движения;
 Вопросы духовного, нравственного, патриотического и физического
развития;
 Роль физической культуры и спорта в формировании ЗОЖ, вредные
привычки и их воздействия на организм человека;
 Правила хорошего тона;
 Методы оказания волонтерами социальной помощи и их содержание.
 Понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
 Правила составления информационного буклета;
 Методику организации и проведения конкурсной программы,
познавательной игры, КТД;
 Возрастные психологические особенности детей младшего
школьного возраста.
 Требования к созданию социальной рекламы;
 Структуру и правила оформления делового письма;
 Технологию социального проектирования;
 Основные типы и принципы организации дискуссии, методику
социального театра;
13
 Возрастные психологические особенности подростков, понятие и
причины девиантного поведения.
Воспитанники должны уметь:
 Владеть навыками планирования и самоанализа;
 Уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft
Office;
 Организовать игры на знакомство и сплочение в группе младшего
школьного возраста;
 Уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;
 Создавать социальные ролики в программе Movie Maker,
социальный плакат в программе Paint;
 Разрабатывать социальные проекты;
 Составлять деловое письмо, писать новостную статью;
 Владеть навыками сопротивления групповому давлению;
 Эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, пожилыми людьми, подростками девиантногот поведения;
 Выступать в роли организатора различных дел социальной
направленности.
В процессе реализации программы подростки должны:
- приобрести социально-значимый опыт, повысить уровень развития всей
интеллектуально-эмоциональной сферы:
- повысить свою социальную активность;
- расширить сферы деятельности и освоить новые виды деятельности;
- развить свои организаторские способности, творческий потенциал и
лидерские качества каждого;
- увлечься идеями добра и красоты, духовного и физического
совершенствования.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Кабинет с необходимой мебелью
- наличие компьютера, фотоаппарата
- видеопроектор
- демонстрационный экран

Стоимость

нет