Зеленая лаборатория

Программа дополнительного образования «Зеленая лаборатория» позволяет детям познакомиться с основными компетенциями профессий естественнонаучной направленности, расширить знания в естественнонаучных дисциплинах и направлена на развитие творческого потенциала личности ребенка, реализация интересов детей в научно-исследовательской деятельности, приобретения опыта экспериментальной работы.

Педагоги

Лазарева Ирина Станиславовна, учитель биологии

Дадонова Вера Вячеславовна, учитель естествознания

 

Содержание программы

Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в
котором обучающиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории,
проходят инструктаж. Во время каждого занятия ученики могут
почувствовать себя в роли различных ученых-биологов. Содержание данного
курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных
опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с
лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать,
анализировать полученные результаты и делать выводы.
Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением
теоретического материала «Биология.» На уроках биологии закладываются
основы многих практических умений школьников, которыми они будут
пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Этим
обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого
важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии.
Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны
усвоить на уроках «Биологии» достаточно велико, поэтому введение курса
"Зеленая лаборатория" будет дополнительной возможностью учителю более
качественно организовать процесс усвоения необходимых практических
умений учащимися в процессе обучения. Факультативный курс «Зеленая
лаборатория» направлен на закрепление практического материала
изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений
учащихся, а также на развитие кругозора учащихся.
Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии,
творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование
проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную
проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является
создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как
индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии,
необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение
предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему
предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но
также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и
изученияокружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм
поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки
зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в
роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями
биологии. Ботаника – наука о растениях. Зоология – наука, предметом
изучения которой являются представители царства животных.
Микробиология – наука о бактериях. Разделы микробиологии:
бактериология, вирусология. Биохимия – наука о химическом составе
клеток и организмов. Цитология – раздел биологии, изучающий клетки, их
строение, функции и процессы. Гистология – раздел биологии, изучающий
строение тканей организмов. Физиология – наука о жизненных процессах.
Эмбриология – наука о развитии организмов. Этология – дисциплина
зоологии, изучающая поведение животных. Экология – наука о
взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология – наука,
занимающихся изучением человека, его происхождения, развития.
Бактериология – наука о бактериях. Биогеография – наука изучает
закономерности географического распространения и распределения
организмов. Биогеоценология – научная дисциплина, исследующая
строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология – раздел
ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика –
научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология –
наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Наука о
водорослях называется альтологией. Орнитология – раздел зоологии,
посвященный изучению птиц

Цели программы

Формирование у учащихся теоретических знаний и
практических навыков в области естественнонаучных дисциплин. Развитие
творческого потенциала личности ребенка, реализация интересов детей в
научно-исследовательской деятельности, приобретения опыта
экспериментальной работы, формирование ранней профориентации.

Результат программы

Обучающийся научится:
- понимать и объяснять взаимосвязь растений с другими организмами;
- классифицировать растительные сообщества по типам;
- выявлять закономерности развития и смены растительных сообществ;
- делать выводы о результатах влияния деятельности человека на
растительные сообщества и влияния природной среды на человека;
- проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в
природных сообществах.
– под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание
объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
– организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.).
– соблюдать правила поведения в природе;
– понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и
природы;
– уметь реализовывать теоретические познания на практике;
– осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного
выбора профессии;
– понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
– проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые
знания;
– испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим
растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
– признавать право каждого на собственное мнение;
– проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо
природы;
– уметь отстаивать свою точку зрения;
– критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их
последствия;
– понимать необходимость ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
– уметь слушать и слышать другое мнение;
– уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для
опровержения существующего мнения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и
природы;
– уметь реализовывать теоретические познания на практике;
– понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с
биологией;
– испытывать любовь к природе;
– признавать право каждого на собственное мнение;
– проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо
природы;
– уметь отстаивать свою точку зрения;
– критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за
последствия;
– уметь слушать и слышать другое мнение.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам
освещения и температурного режима;
 Мебель – столы, стулья, шкаф для хранения наборов и отдельный
шкаф, позволяющий хранить незавершѐнные модели;
 компьютер и проектор;
 микроскопы по количеству обучающихся;
 препаровальные инструменты;
 наборы гербариев;
 наборы влажных препаратов;