Первые шаги в науку

Дополнительная общеразвивающая программа «Первые шаги в науку» позволит обучающимся получить возможность посмотреть на различные проблемы с позиции «учёных», ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опираясь на собственный жизненный опыт

Педагоги

Чижова Ирина Андреевна, учитель биологии

Расписание

Продолжительность занятия – 1 академический час,
который составляет 45 минут, 3 раза в неделю

Содержание программы

Тема1. Что такое проект и исследование
Проектная и исследовательская деятельность. Этапы выполнения проекта и
исследования. Знания и умения, необходимые исследователю. Анализ
понятий «проект» и «исследование». Выявление отличий проектной и
исследовательской деятельности. Планирование собственной деятельности.
Практическая работа "Выбор темы проекта"
Тема 2. Актуальность и проблема
Аргументирование актуальности темы. Формулировка проблемы, создание
проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение противоречия.
Практическая работа "У меня проблема! Как найти выход из сложившейся
ситуации?«
Тема 3. Что такое гипотеза?
Выдвижение гипотезы, сравнение собственной гипотезы с гипотезами других
учащихся. Подбор вариантов для объяснения предложенных гипотез. Ответы на
вопросы «Что будет, если...». Практическая работа "Сделай
предположение. Найди причину".
Тема 4. Удивительные вопросы
Что такое вопрос. Виды вопросов. Правила совместной работы в парах.
Правила общения с напарником. Практическая работа "Задай вопрос –
выслушай ответ".
Тема 5. Источники информации
Что такое информация? Сбор и обработка информации. Изучение различных
источников с целью расширения осведомлѐнности по проблеме проектноисследовательской работы. Групповая работа по анализу и оцениванию
выделенной информации. Выявление недостающей информации.
Анализирование и обобщение собранной информации.
Практическая работа "Работа с литературными источниками"
Практическая работа " Работа интернет-источниками"
Тема 6. Цель проекта
Определение и формулирование цели проектной и исследовательской
работы. Практическая работа "Учимся формулировать цель работы.
Тема 7. Определение основных задач
Задачи и планирование их решения.
Практическая работа "Анализ сформулированных целей и задач на примере
готовых проектов"
Тема 8. Что такое продукт проекта?
Продукт как результат работы над проектом. Определение критериев оценки
эффективности продукта. Практическая работа "Разработка критериев
оценивания продукта проекта"
Тема 9. Каким может быть продукт проекта?
Знакомство с различными видами продукта проекта (анатомический атлас;
видеофильм; видеоклип; электронная газета; электронный журнал;
коллекция; модель; мультимедийный продукт; пакет рекомендаций;
рекламный проспект; серия иллюстраций; сказка; статья; виртуальная
экскурсия; главы из несуществующего учебника...). Практическая работа
"Определение вида продукта проекта"
Тема 10. Моделирование природных объектов и явлений
Что такое моделирование. Когда выгодно применять этот метод.
Практическая работа " Разработка простейшей модели биологического
объекта или явления"
Тема 11. Методы познания
Структурирование и систематизация предметного содержания: коллективная
работа – обсуждение алгоритма проведения практических работ. Наблюдение,
эксперимент. Опыты. Алгоритм проведения опыта. Экологическая тропа.
Практическая работа "Проведение измерений с помощью простейших
приборов".
Практическая работа "Изучение объектов и явлений с помощью
увеличительных приборов«
Тема 12. Что такое «карта» проектно-исследовательской работы?
Планирование деятельности по реализации продукта проекта.
Практическая работа Создание «карты» проектно-исследовательской
работы.
Тема 13. Как подготовить сообщение?
Сообщение – краткое изложение основного содержания работы. Отбор
информации для выступления. План выступления, работа над созданием
плана. Регламент выступления.
Практическая работа "Отбор информации для выступления"
Практическая работа "Создание плана выступления"
Тема 14. Творческая работа и презентация
Алгоритм создания презентации. Использование компьютерных программ
для презентации.
Практическая работа "Отработка навыков работы с компьютерными
программами для создания мультимедийной презентации"
Тема 15. Аудитория и слушатели
Оратор и аудитория, их взаимодействие. Монологическое высказывание.
Речевые средства для решения коммуникативных задач. Построение устного
выступления. Диалоговая форма речи. Формулирование вопросов.
Практическая работа " Отработка навыков устного выступления"
Тема 16. Работа над самоанализом
Анализ и оценка результатов своей работы. Корректировка результатов.
Рефлексия.
Практическая работа "Оценка результатов работы по критериям
оценивания"
Тема 17. Итоговая аттестация
Работа над проектами. Защита проектов (исследовательских работ)
Тема 18. Итоговое занятие
Отбор лучших работ. Оформление выставки проектов.

Цели программы

Создание условий для повышения исследовательской
мотивации и развития исследовательских способностей, творческой
направленности личности, приобретению школьниками глубокого и
целостного восприятия мира.

Результат программы

В результате прохождения программного материала обучающийся
научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приѐмы, адекватные исследуемой
проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены
путѐм научного исследования, отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие естественнонаучные методы и приѐмы, как наблюдение,
постановка проблемы, выдвижение «гипотезы», эксперимент,
моделирование, использование математических моделей, теоретическое
обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Кабинет биологии
состоит из трех смежных помещений: учебное, цифровая лаборатория и
лаборантская. Учебное помещение оснащено 30 рабочими местами,
лаборатория – 15. Рабочее место учителя состоит из демонстрационного
стола, классной доски, интерактивной доски, принтера, компьютера.
Для реализации программы используется следующее техническое
оборудование: цифровой микроскоп (1 шт), световые микроскопы (15 шт),
нетбуки (15 шт), цифровая экологическая лаборатория ( 1 шт), гербарии и
влажные препараты, макеты органов человека и животных

Стоимость

нет