"От звука к букве" обучение грамоте

Дополнительная образовательная программа "От звука к букве" (обучение грамоте) имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.

Программа реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу и предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольном образовательном учреждении.

Педагоги

Короткова Любовь Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории

Содержание программы

Программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста. Срок реализации программы - 2 года: 1-ый год обучения – 5-6 лет, 2-ой год обучения – 6-7 лет. Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых занятий.

Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткой-расписанием. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня и включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.

Воспитатель дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. По действующему СанПиН для детей возраста от 5 до 7 лет планируются занятия продолжительностью не более 25 - 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03).

Цели программы

Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.

Результат программы

Ребенок к концу года умеет:

·         правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

·         различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;

·         делить слова на слоги;

·         дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;

·         определять и называть первый звук в слове;

·         произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

·         рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;

·         выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;

·         составлять 2-3 предложения по картине;

·         отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;

·         заучивать небольшие стихотворения;

·         знать буквы русского алфавита

Особые условия проведения

Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Материально-техническая база

Для педагога:

1. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.

2.  Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.

3. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.

4. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник»/ М. Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.

Для детей:

1. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.

2. Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1и № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.