"Я- пятиклассник !"

Профилактическая психолого-педагогическая программа направлена на предупреждение школьной дезадаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в основной школе. При прохождении курса обучающиеся научатся:

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

- налаживать контакт с людьми;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- получать удовольствие от процесса познания;

- преодолевать возникающие в школе трудности;

- психологически справляться с неудачами

преподаватели

Педагоги МОУ "Москворецкая гимназия"

Содержание программы

Тема 1. Узнаем мир психологии 

Занятие 1. Лекция. Знакомство. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Обсуждение: что такое психология и зачем ее изучают.

Занятие 2. Игра. Здравствуй, пятый класс! Разминка «Угадай, чей голосок». Упражнения: «Те, кто…», «Кого загадал ведущий?», «Угадай, кому письмо?».

Тема 2. «Я - Это Я!»

Занятие 1. Презентация. Находим друзей. Разминка «Угадай, чей голосок». Упражнения: «Какой он -твой друг?», «Какой Я?», «Нарисуй свою роль».

Занятие 2. Игра. Узнай свою школу. Разминка «Угадай, чей голосок». Упражнение «Рисунок счастливого человека», «Школа моей мечты!» (рисунок).

Занятие 3. Беседа. Что поможет мне учиться? Разминка «Чьи ладони?». Упражнения: «Я могу, я умею», «Моя ладошка». Работа со сказкой «Фламинго». Обсуждение.

Занятие 4. Презентация. Легко ли быть учеником? Разминка «Угадай, чей голосок». Упражнение «Рисунок счастливого человека», «Пятый класс – это…».

Тема 3. «Я имею право чувствовать и выражать свои чувства» (10 часов)

Занятие 1. Беседа. Чего я боюсь? Разминка «Я невидимка». Упражнения: «Закончи предложения». Работа со сказкой «Темноландия». Обсуждение.

Занятие 2. Лекция. Трудно ли быть настоящим учителем? Разминка «Угадай, чей голосок». Упражнения: «Кто нужен школьнику?», «Маленький принц».

Занятие 3. Творческое задание. Конфликт или взаимодействие? Разминка «Угадай, чей голосок». Упражнения: «Те, кто…», «Кто я?», «Какой я?».

Занятие 4. Беседа. Работа с негативными переживаниями. Разминка «Закончи предложение». Упражнения: «Детские воспоминания».

Занятие 5. Лекция. Как научиться сопереживать людям. Разминка «Угадай, чей голосок». Упражнения: «Те, кто…», «Кто я?», «Какой я?» Творческой задание.

Занятие 6. Лекция. Развитие умения формулировать свое мнение. Разминка «Чьи ладони?». Упражнения: «Потерянное могу», «Я могу, я умею!», «Моя ладошка».

Занятие 7. Беседа. Развитие умения формулировать собственную позицию. Разминка «Что нужно школьнику?». Упражнения: «Закончи предложения» «Кто нужен школьнику?». Работа со сказкой «Повесть о настоящем цвете». Обсуждение

Занятие 8. Презентация. Что такое радость? Разминка «Чьи ладони?». Упражнения: «Превратись в животное», «Заветное желание». Работа со сказкой «Сказка о мечте». Обсуждение.

Занятие 9. Лекция. Развитие умения распознавать и описывать свои чувства. Разминка «Превратись в животное». «Заветное желание»

Занятие 10. Лекция. Развитие умения распознавать эмоции и чувства других людей. Упражнения: «Детские воспоминания», «Любимая игрушка», «Детская фотография».

Тема 4. «Я и мой внутренний мир» 

Занятие 1. Беседа. Что такое характер. Разминка «Превратись в возраст…». Упражнения: «Беседа», «Встреча». Практическая работа «Я в будущем»

Занятие 2. Беседа. Качества характера. Разминка «Закончи предложение». Упражнения: «Изобрази чувство» «Испорченный телефон»

Занятие 3. Презентация. Я и мой внутренний мир. Разминка «Отгадай чувство». Упражнения? «Страхи пятиклассников», «страшный персонаж"

Занятие 4. Лекция. Кто в ответе за мой внутренний мир?

Занятие 5. Беседа. Что такое грусть? Разминка «Найди лишнее слово». Упражнения: «Подросток рассердился», «Помогите маме»

Занятие 6. Беседа. Что такое страх? Разминка «Найди слово». Упражнения: «Мысленная картинка», «Если я камушек», «Маленькая страна». Работа со сказкой «Сказ про Вольняшку»

Занятие 7. Лекция. Что такое гнев? Упражнения: «Мысленная картинка», «Психологические примеры».

Занятие 8. Игра. Чему меня могут научить трудные ситуации? Разминка «Самое длинное». Упражнения: «Копилка трудных ситуаций». Работа со сказкой «Сказка о Дрюпе Дрюпине»

Занятие 9. Презентация. Я и мои друзья. Разминка «Самое длинное». Упражнения: «Объясни значение», «Внутренняя сила», «Прикоснись к своим соседям»

Тема 5. «Я и ты»

Занятие 1. Игра. Я и мои «колючки».  Упражнения: «Кто сколько запомнит», «Мои магнитики», «Мои колючки»

Занятие 2. Лекция. Что такое одиночество? Разминка «Запиши наоборот». Упражнения: «Если я окажусь одиноким...»,  «Одиночество в классе»

Занятие 3. Беседа. Я не одинок в этом мире. Разминка «Какого человека можно назвать…?». Работа со сказкой «И однажды утром»

Занятие 4. Круглый стол. Нужно ли человеку меняться? 

Занятие 5. Лекция. Самое важное – захотеть меняться. Разминка «Самое главное». Работа со сказкой  «Про Тофа»

Занятие 6. Беседа. Агрессия и ее роль в жизни человека. У меня появилась агрессия. Разминка «Из пяти слов». Упражнения: «Кто сколько запомнит», Покажи ситуацию». Работа со сказкой «Шиповник»

Тема 6. «Мы начинаем меняться» (3 часа)

Занятие 1. Круглый стол. Учимся договариваться 

Занятие 2. Игра. Мы такие разные – но вместе мы коллектив!» Работа с плакатом. Упражнения: «Рюкзак пожеланий», «Пожелание взрослым». Работа со сказкой «Желтый цветок»

Цели программы

Цель – изучить трудности адаптационного периода (учебные затруднения, межличностные отношения, мотивация)

Результат программы

Обучающийся научится:

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

- подводить самостоятельный итог занятия;

- анализировать и систематизировать полученные знания и умения;

- применять поученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страх перед учителем;

- осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;

- применять полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности.

Особые условия проведения

учебный кабинет с выходом в Интернет

Материально-техническая база

Интерактивная доска, ноутбук-20 шт., раздаточный материал