Академия "Наураша"

Любой ребенок по своей природе – исследователь, а экспериментирование – один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника. В данной программе экспериментирование понимается как способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. При организации образовательного процесса экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей.

В основе экспериментальной деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

 Ценность эксперимента заключается в том, что у ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения. Таким образом, стимулируется развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств, а так же формируется положительный социальный опыт проявления инициативы.

Педагоги

Федотова Екатерина Степановна

Содержание программы

Для реализации поставленных программой задач содержание образовательной деятельности разделено на 3 блока: 1 – вода и воздух; 2 – свет и сила; 3 – магнетизм и электричество

  1. Вода и воздух (сентябрь - ноябрь). Формирование представлений о свойствах воздуха и воды. Расширение и закрепление представлений о свойствах воздуха и воды.
  2. Свет и сила (декабрь - февраль). Формирование представлений о физических явлениях; знакомство со свойствами света и тени. закрепление представлений о центре тяжести; знакомство с силой инерции и центробежной силой; знакомство со свойствами стекла и зеркальных поверхностей.
  3. Магнетизм и электричество (март - май). Формирование представлений о свойствах магнита и электричества. Расширение и закрепление представлений о свойствах магнита и электричества.

Цели программы

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.

Результат программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
 быстрое включение в активный познавательный процесс;
 самостоятельное пользование материалом;
 постановка цели и нахождение путей ее достижения;
 самостоятельность при поиске открытий;
 проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
 настойчивость в отстаивании своего мнения;
 расширение кругозора детей;
 развитие критического мышления и речи;
 проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:

 самостоятельно ставит проблему;
 выдвигает гипотезы, предположения;
 самостоятельно планирует деятельность;
 выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
 доводит дело до конца;
 ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.

Программа предполагает:
 сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;
 сформированность личности ребенка;
 создание основы для дальнейшего знакомства детей с естественно-научными представлениями в начальной школе.

Особые условия проведения

-создание предметно-пространственной среды, которая способствует развитию поисковой активности;
-разработка занятий по развитию детских познавательных способностей;
-сбалансированное соотношение репродуктивных (объяснительно-иллюстративных) и продуктивных (поисковых, эвристических) методов;
-ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т.е. сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка;
-взаимодействие с родителями и педагогами (беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, презентации и др.).

Материально-техническая база

Основное оборудование:
-Цифровая лаборатория «Наураша»;
-приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);
-разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
-разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
-технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
-разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
-медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
-прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:
-специальная одежда (халаты, фартуки, защитные очки);
-контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
-карточки-схемы проведения эксперимента;
-индивидуальные дневники экспериментов;
-правила работы с материалом