"Подготовка руки к письму"

Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора,

развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, со-здание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших кор-ковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное вос-приятие, воображение, наблюдательность).

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллек-туальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обуче-ние ему.

Таким образом, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном про-цессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овла-дения навыками письма в школе.

 

Отличительной особенностью данной программы заключаются в том, что дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Специфика пред-полагаемой деятельности детей обусловлена тем, что подготовка детей к обучению в школе в настоящее время является одной из актуальных проблем со-временной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Педагогическая целесообразность:

· Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

· Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

· Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

Педагоги

Цепова Наталья Александровна

Платонова Наталья Евгеньевна

Содержание программы

Октябрь

1.Вводная часть: Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки. Знакомство с рабочей тетрадью.
2.1. Пальчиковая гимнастика «Осень» .2. Работа в рабочей тетради 
3.1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» .2. Лепка «Аквариум с рыбками» .3. Работа в тетради в клетку           .
4.1. Пальчиковая гимнастика «Птички» . 2. Работа в рабочей тетради 

Ноябрь

 

5.1. Пальчиковая гимнастика «Грибы» .2. Раскрашивание по цифрам.3. Работа в тетради в клетку.
6.1. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» .2. Работа в рабочей тетради .
7.1. Пальчиковая гимнастика «Ботинки» .2. Упражнение «Перебери узелки».3. Работа в тетради в клетку.
8.1. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира» 2. Работа в рабочей тетради 
9.1. Пальчиковая гимнастика «Машина каша».2. Работа в рабочей тетради 

Декабрь

10.1. Пальчиковая гимнастика «Подарки».2. Работа с бумагой. Оригами «Собака» .3. Работа в тетради в клетку.
11.1. Пальчиковая гимнастика «Повар» .2. Работа в рабочей тетради 
12.1. Пальчиковая гимнастика «Акула».2. Раскрашивание по цифрам.3. Работа в тетради в клетку.

13.1. Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок» .2. Работа в рабочей тетради
14.1. Пальчиковая гимнастика «Школа».2. Лепка «Коровка» .3. Работа в тетради в клетку.

Январь

15.1. Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей» .2. Упражнение «Перебери крупу».3. Работа в тетради в клетку.
16.1. Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе» .2. Работа в рабочей тетради 
17.1. Пальчиковая гимнастика «Наша группа» .2. Работа с бумагой. Оригами «Медведь» (.3. Работа в тетради в клетку.

Февраль

18.1. Пальчиковая гимнастика «Путешествие в страну дорожных знаков и правил» .2. Работа в рабочей тетради
19.1. Пальчиковая гимнастика «Жизнь диких животных».2. Раскрашивание по цифрам.3. Работа в тетради в клетку.
20.1. Пальчиковая гимнастика «Семья-это важно, семья-это сложно».2. Работа в рабочей тетради 
21.1. Пальчиковая гимнастика «Мамочка любимая, родная!» .2. Лепка «Ежик» .3. Работа в тетради в клетку.

Март

22.1. Пальчиковая гимнастика «Тише, тише не шумите» .2. Работа в рабочей тетради 
23.1. Пальчиковая гимнастика «Зимушка-зима!» .2. Нанизывание пуговиц на веревочку.3. Работа в тетради в клетку.
24.1. Пальчиковая гимнастика «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» .2. Работа в рабочей тетради 
25.1. Пальчиковая гимнастика «Если не иметь посуды, жить придется очень худо!» .2. Работа с бумагой. Оригами «Енот» .3. Работа в тетради в клетку.
26.1. Пальчиковая гимнастика «Путешествие по городу профессий» .2. Работа в рабочей тетради 

Апрель

27.1. Пальчиковая гимнастика «Полна чудес весенняя пора» .2. Раскрашивание по цифрам.3. Работа в тетради в клетку.
28.1. Пальчиковая гимнастика «На чем мы ездим?» .2. Работа в рабочей тетради 
29.1. Пальчиковая гимнастика «Путешествие в Африку» .2. Лепка. Пластилинография  «Божья коровка на ромашке».3. Работа в тетради в клетку.

Май

30.1. Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения» .2. Работа в рабочей тетради 
31.1. Пальчиковая гимнастика «Если очень захотеть, можно в космос полететь» .2. Расскрашивание по цифрам.3. Работа в тетради в клетку.
32.1. Пальчиковая гимнастика «В деревне» .2. Работа в рабочей тетради 

Цели программы

помочь детям 6-7 лет подготовить руку к письму и сформировать определен-ные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе

Результат программы

Воспитанник будет знать:

§   гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради)

§  правила работы с тетрадью

§  правила работы с ножницами

 

Воспитанник будет уметь: 

§  правильно сидеть за столом во время письма

§  правильно располагать рабочую тетрадь

§  правильно держать карандаш и ручку

§  проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые)

§  ориентироваться на листе бумаги в клетку

 

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:

§  Развитие коммуникативности

§  Развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук

§  Развитие наблюдательности

§  Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

§  Развитие инициативности и самостоятельности

 

Воспитанник способен проявлять:

§  Усидчивость при выполнении работ

§  Эмоциональную отзывчивость

§  Доброжелательность