"Дорога, которую ты выбираешь"

Изучение программного материала предполагает:

1. Формирование актуального для подростков “информационного поля”
мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии,
планирования карьеры.


2 Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и
высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам
школы.

3 Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
4 Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за
счет получения соответствующих знаний и умений. Расширения границ
самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса
психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ
индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на
обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются
диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по
всем темам курса проводятся практические работы.

 

преподаватели

Педагоги МОУ "Москворецкая гимназия"

Содержание программы

Тема 1 Жизненное и профессиональное самоопределение – один из
важнейших шагов в жизни человека. (2 часа)
Почему важно сделать правильный выбор. Что такое психология и чем она
может помочь при выборе профессии. Понятия “личность”,
“профессиональные интересы”, “склонности”.
Тема 2 Мир профессий. (2 часа)
Дать определения: профессия, специальность, квалификация, должность.
Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру
труда, видам деятельности и др. Методика “Матрица профессий”.
Тема 3 Знакомство с профессиограммами (занятие с элементами
Дать определение понятиям “профессиограмма: цель труда, предмет труда,
средства и условия организации труда”, “профессиональная пригодность”.
Опросник ДДО Климова, Карта интересов.
Тема 4 Профессия типа “Человек – техника”. (1 час)
Тема 5 Профессия типа “Человек – природа”. (1 час)
Тема 6 Профессия типа “Человек – знаковая система”. (1 час)
Тема 7 Профессия типа “Человек – человек”. (1 час)
Тема 8 Профессия типа “Человек – художественный образ”. (1 час)

Тема 9 Пути получения профессии. (1 час).Формы обучения.
Тема 10 Кто я, или что я думаю о себе. (1 час)
Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Что такое
психодиагностика, как она помогает в выборе профессии.
Тема 11 Свойства нервной системы и темперамент. (2 час)
История изучения темперамента: от Гиппократа до Павлова. Типы
темперамента, их влияние на профессиональную деятельность. Теппинг -
тест – определение свойств нервной системы, работоспособности; опросник
типа темперамента Г.Айзенка.
Тема 12 Память. (2 час)
Виды памяти. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания
информации. Мнемотехники. Определение объема кратковременной памяти
и ведущего способа запоминания.
Тема 13 Внимание. (2 час)
Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное
внимание. Структура и характеристики внимания: объем, распределение,
переключение, концентрация, устойчивость. Профессии, предъявляющие
повышенные требования к развитию внимания. Изучение индивидуальных
особенностей внимания: “Тест Э.Ландольта”. Приемы развития внимания.
Тема 14 Мышление. (2 час)
Функции, виды мышления. Мыслительные операции. Правополушарные и
левополушарные мыслители. Диагностика структуры интеллекта по
методике Р.Амтхауэра. Приемы развития.
Тема 15 Эмоциональное состояние личности. (2 час)
Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных состояний, их
влияние на профессиональную деятельность. Стресс и дистресс. Диагностика уровня личностной и реактивной тревожности по методике Ч.Д.Спилбергер
“Шкала самооценки”. Умение контролировать свое поведение. Позитивное мышление и жизненные
ценности. Как выпустить “лишний пар”. Десять шагов уверенности в себе.
Тема 16 Коммуникабельность – составляющая успеха будущей
карьеры. (1 час)
Требования к работнику: профессионализм, ответственность,
коммуникабельность. Умение конструктивно разрешать конфликты.
Изучение коммуникативных и организаторских способностей по методике
“КОС”.
Тема 17 Современный рынок труда и его требования. (1 час)
Социально-профессиональная мобильность – качество современного
человека. Самостоятельность и ответственность в профессиональной
деятельности. Коллективность трудового процесса. Профессионализм и
самосовершенствование.
(ролевая игра).
Тема 18 Подготовка к будущей карьере. (1 час)
Психологический портрет личности. Ролевая игра “Встреча через 10 лет”.
Тема 19 Итоговое занятие “Перелистывая страницы”. (2 часа)
Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для
принятия решения при выборе профессии и планирования своего
профессионального пути.

Цели программы

Сформировать психологическую готовность к совершению
осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ;
∙ Повысить компетентность обучающихся в области планирования
карьеры;
∙ Развить у обучающихся способности к профессиональной
адаптации в современных социально-экономических условиях.

Результат программы

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой
деятельности;

заинтересованность в развитии своих способностей,

участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой
профессии,

возможность попробовать свои силы в различных областях
коллективной деятельности,

развитие познавательной активности, любознательности, расширение
общего кругозора и знаний, познавательных интересов и творческого
мышления;

проявление интереса и склонности к определённым профессиям,
уважение к людям трудовых специальностей

совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как
ответственность и аккуратность для успешного выполнения
профессиональных обязанностей.

Особые условия проведения

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления
материалов по типу «портфолио». 

Материально-техническая база

1 технические и электронные средства обучения:

автоматизированное рабочее место учителя с программным
обеспечением,

телевизор, CD/DVD –проигрыватели

мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи,

классная доска с набором креплений для картинок, постеров,
таблиц.

2 демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
предметы различной формы, величины, цвета, счетного материала;
таблицы на печатной основе;
настольные развивающие игры,
демонстрационные пособия для изучения геометрических величин,
геометрических фигур