Мир обществознания

Занятия проходят в форме тренировок; участие в играх позволяют проверить себя, своё мышление, интеллект в нестандартной, экстремальной ситуации (ограничение во времени, наличие соперников, часто незнакомое место: игра на чужом поле), а наличие болельщиков, личный вклад в результаты команды, представительство (команда играет от школы, района, клуба) поднимают общественный статус подростка.

Новизна программы заключается в том, что предлагается много форм игровой деятельности помимо общеизвестных телешоу, каждая из которых помогает в развитии логического, творческого и абстрактного мышления, повышает общую эрудицию обучающихся.

 

преподаватели

Смирнова Анна Михайловна

Содержание программы

Тема 1. Индивидуальные игровые качества (6ч)

Теория (2ч) Концентрация внимания. Понятие концентрации внимания. Влияние физического и эмоционального состояния на концентрацию внимания. Установление приоритетов при получении новой информации. Выносливость ума. Повышение силы ума.

Виды памяти: зрительная, слуховая; краткосрочная, долговременная. Избирательность памяти. Ассоциативная память. Поиск закономерностей как способ запоминания. Анатомия памяти. Диагностика. Надёжность и гибкость памяти. Концентрация внимания. «Захватчики» внимания. Выносливость ума. Повышение силы ума.

Практика (2ч) Упражнения для внимания. Упражнения с числами. Упражнения с буквами. Упражнения со словами. Определение уровня развития природной и культурной памяти. Упражнения для памяти.

Практика (2ч) Компоненты успешной игры. Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции.

Тема 2. Типология заданий (12ч)

Теория (2ч) Понятие. Отношение между понятиями: род-вид.

Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее – менее  общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий.

Выделение существенных признаков понятий. 

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие).
Классификация игр со словами

Разбор следующих типов заданий: Путаница, Буквомесы, Загадки слов В.И. Даля, Палиндромы.

Игры, основанные на анализе и перестройке слов

Шарады, Перевертыши.

Учащиеся знакомы с принципом построения и решения шарад, учатся выполнять задание на переворот слов на основе синонимичности, антономичности.

Практика (2ч) Игры со словами

Теория (2ч) Классификация игр на логические операции

Разбор следующих типов заданий: Эрудит-лото, Гуггенхейм, Пентагон.

Учащиеся различают разные типы заданий, умеют решать на простом уровне.

Учащиеся имеют представление о принципе построения игры, умеет формулировать определение, владеет ассоциативным мышлением.

Практика (2ч) Игры на логические операции

Практика (2ч) Стихотворные игры со словами

Буриме. Мысли мудрых

Практика (2ч) Упражнения на выбор правильной версии

Тема 3. Командное взаимодействие (14ч)

Теория (3ч) Командное взаимодействие и сплочение команд

Знакомство с типологией игроков по стилю и скорости мышления (по терминологии М. Поташева). Игровые функции по типологии М. Поташева и Р. Морозовского. Знакомство с типологией игроков по социально-психологическим функциям.

Взаимодействие и сотрудничество внутри команды. Функциональная роль каждого игрока в команде. Правильная рассадка во время игры.

Практика (2ч) Игры на командное взаимодействие, взаимопонимание, сплочение («Ассоциации», «Контакт», «Шляпа», «Банальности», «Пойми меня»).

Практика (2ч) Создание проблемных ситуаций. Логические задачи. Как доказать что угодно. Задачи-детективы и задачи-истории. Решение одно и многоходовых логических задач. Логические развлечения: «Одурачен или не одурачен», «Рыцари и лжецы», головоломки и, так называемые, «дурацкие» штучки. Вопросы «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» как многоходовая логическая задача.

Практика (2ч) Упражнения на выбор правильной версии. Игры «Кто хочет стать миллионером?», «Эрудит - лото», «Верю, не верю», «Пентагон», «Своя игра». Анатомия выбора. Оценка и проверка возможных решений.

Практика (2ч) Тренировка реакции у капитанов

Практика (3ч) Метод «мозгового штурма» и его применение в интеллектуальных играх. Способы работы над вопросами различных типов. Этапы «раскрутки» вопроса. Генерирование идей. Функция диспетчера. Грамотная критика, отсечение неправильных версий.

Тема 4. Вопрос – основа игры (4ч)

Теория (2ч) Особенности вопросов для интеллектуальных игр. Правило составления вопросов. Технологии поиска ответа на вопросы. Вопрос, содержащий ответ. Догадка, ассоциация, анализ. Работа со словарями, энциклопедиями, ресурсами Интернет. Типы вопросов для игры «Что? Где? Когда?».

Практика (2ч) Самостоятельная работа по составлению вопросов.

Защита вопросов, оценка качества выполненной работы. Конкурс на лучший вопрос

Тема 5. Популярные интеллектуальные игры (36ч)

Теория (3ч) Знакомство с правилами основных интеллектуальных игр

Практика (4ч) «Своя игра»

Практика (4ч) «Эрудит – лото»

Практика (4ч) «Слабое звено»

Практика (4ч) «Брейн-ринг»

Практика (4ч) «Что? Где? Когда?»

Практика (6ч) Интеллектуальное шоу «Ворошиловский стрелок»

Практика (7ч) Турнир по интеллектуальным играм

Итого - 72 ч

Цели программы

Цель – создать условия интеллектуального развития детей на занятиях и в повседневной жизни, воспитывать стремление к самообразованию, повышению общекультурного уровня.

Результат программы

Планируемые результаты

         Личностные

– развитие любознательности, сообразительности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

– развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

 – воспитание чувства справедливости, ответственности;

 – развитие самостоятельности суждений, независимости, нестандартности мышления

          Метапредметные

 – искать и выделять необходимую информацию;

 – анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;

 – строить речевое высказывание в устной форме; – строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана и последовательности действий);

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий повышенной сложности с использованием справочной литературы (справочников, словарей, энциклопедий и т.п.);

– понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

– обращаться к тексту для подтверждения ответа;

– работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

 – выполнять работу по цепочке;

– видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

 – выделять и формулировать познавательную цель;

– выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

 – проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы знаний;

– контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения заданий;

 – формулировать собственное мнение и позицию;

– владеть диалогической формой речи;

– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

– выполнять пробное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

 – осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Особые условия проведения

Без ограничений

Материально-техническая база

Учебный кабинет, соответствующий санитарным нормам (Сан ПиН2.4.4.3172-14).

Оснащение кабинета:

- мебельные шкафы для хранения раздаточного и дидактического материала;

- столы, стулья, соответствующие по размеру и возрасту детей;

- доска маркерная;

- ноутбук.

Учебно-методическое обеспечение:

-                  дидактический материал (таблицы….);

-                  использование средств ИКТ на занятиях (видеофильмы, мультфильмы…);

-                  игровые карточки.

-                  демонстрационный материал.