Язык мой – друг мой

Программа направлена на:

  • понимание русского языка как одной их основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного
    языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получении
    школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; гордость за него; потребность сохранить
    чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
    речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

преподаватели

Крылова Майя Николаевна, учитель русского языка и литературы

Ермакова Нелли Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Содержание программы

1 Введение. Роль языка в жизни человека. 
2 В мире звуков. Звук и буква. 
3 Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. 
4 Игры с буквами, звуками. 
5 Игры с буквами и словами. 
6 «Слово – образ, слово – ассоциация». Игры со словами. 
7 Бывают ли у слов родственники? 
8 К истокам слова. 
9 Можно ли сломать язык? 
10 Сказал то же, да не одно и то же. 
11 Тёзки наоборот. 
12 Игры со словами. «Слово – понятие, слово – творчество». 
13 О словах одинаковых, но разных. 
14 Азбука важных и вежливых слов. 
15 Фразеологические обороты. 
16 Почему мы так говорим? 
17 Крылатые слова. 
18 Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). 
19 «Биография слов». 
20 Использование фразеологических оборотов не в бровь, а в глаз. 
21 Как правильно употреблять слова. 
22 Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики. 
23 Игры с буквами и словами: распавшиеся слова, слово в слове. 
24 В руках умелых слово творит чудеса. 
25 Откроем за буквами русского языка чудо. 
26 Игры с буквами и словами: верно – не верно. 
27 Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы, буриме. 
28 Почему мы так говорим? 
29 Богатство русского языка (фразеологизмы). 
30 Богатство русского языка (синонимы, антонимы). 
31 Что бы это значило? Секреты одной буквы, логогриф. 
32 Превращения слов. 
33 Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. 
34 Итоговое занятие.

Цели программы

Осознавать эстетическую функцию родного языка; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Результат программы

Обучающиеся получат возможность научиться
• использовать языковые средства в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
• распознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употреблять языковые единицы
адекватно ситуации речевого общения;
• проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения,
• использовать выразительные средства языка в соответствие с поставленной задачей языкового воздействия;
• понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использовать их в собственной
речевой практике;
• осознавать эстетическую функцию родного языка; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

Материально-техническая база

проектор, раздаточный материал, художественная литература