Лаборатория №13: исследуем, экспериментируем, создаем

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту.

Программа своевременна и нова, потому что прежде чем начать детальное изучение наук, необходимо заранее подготовить почву, т.е. создать «матрицу», которая в дальнейшем будет постепенно заполняться. Хочется отметить, что наиболее важным фактором в этом процессе являются не столько сами знания, сколько развитие мышления детей.

Младший школьный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. В данной авторской программе используется цифровая лаборатория «Радуга». Сформированные в ходе проведения экспериментов на основе данных цифровых измерительных приборов и систем умения являются важным аспектом для положительной мотивации обучающихся на практико-ориентированную деятельность, которая, в свою очередь, находит свое отражение в системно- деятельностном подходе, положенном в основу разработки федерального государственного стандарта общего образования.

преподаватели

Гилева Ольга Владимировна,   педагог дополнительного образования высшей категории

Содержание программы

1.     Введение. (2ч)

 Что такое физика? Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с цифровой лабораторией «Радуга».

2.     Строение вещества. (4ч)

Молекулы и атомы. Как убедиться в том, что вещество существует? Опыты: «Цветы на воде», опыт-фокус «Заговор», «Ледяные кораблики». Три состояния вещества. Опыты: «Вода из воздуха», «Цветные слои». «Твердое яблоко».

3.     Механическое движение. (2ч)

 Что такое движение? Траектории движения, скорость движения, виды механического движения. Пр.р: «Горизонтальное и вертикальное движение», опыт «Быстрые машинки».

4.     Силы. (4ч)

Какие бывают силы? Сила тяжести, сила упругости, сила трения в окружающих нас вещах. Вес тела. Изготовление поделки «Испытаем парашют». Ньютон и его великие законы. Что такое инерция? Примеры,

иллюстрирующие действие законов Ньютона. Опыты: «Ловкость рук», «Чудеса точности».

5.     Простейшие механизмы. (2ч)

Первые простейшие механизмы, виды простейших механизмов. Рычаг,

блок, ворот, наклонная плоскость, клин, винт. Практическая работа: «Простейшие механизмы в деле».

6.     Давление. (8ч)

Что такое давление и от чего оно зависит? Атмосферное, кровяное давление.

Опыты: «Фокус с шариком». «Сделаем барометр», «Сообщающиеся сосуды»

Практическая работа: «Доказательство атмосферного давления. Как мы дышим? Измерим объем легких». Сбор информации по теме «Давление».

Изготовление постера физических терминов по теме «Давление». Работа с цифровой лабораторией «Радуга», знакомство с датчиком пульса. Лабораторная работа: «Измерение пульса». Исследовательская работа по группам.

7. Тепловые явления. (8ч)

Температура, измерение температуры, тепловые явления в окружающей нас жизни. Исследовательская работа «Сравнение температурных шкал. Виды термометров». Теплопроводность. Опыт: «Две ложки», «Огнеупорный шарик». Сбор информации по теме «Температура». Изготовление постера физических терминов по теме «Температура». Работа с цифровой лабораторией «Радуга», знакомство с датчиком температуры. Лабораторная работа: «Измерение температуры воды». Исследовательская работа по группам.

8. Магнитные явления. (2ч)

Что такое магнит? Магнитное поле. Магниты в нашей жизни. Электромагнитные игрушки. Опыты: «Электромагнит из гвоздя», «Сделаем компас».

9. Электризация. (4ч)

Что такое статическое электричество, движение электронов. Опыты: «Статический разряд», «Умный шарик».  Электрический ток, как его получить? Свойства электрического тока. Источники электрического тока.

Практическая работа: «Эволюция освещения».     

10. Свет в нашей жизни. (6ч)

Источники света. Какого цвета солнечный свет? Что такое радуга?   «Коллекция светоотражателей. Как они работают?». Опыты: «Световой пучок», «Какой цвет у света?».  Преломление света. Отражение в зеркале. Оптические иллюзии. Опыты: «Гибкая ложка», «Обман зрения»,

 «Плавающие слова». Изготовление постера физических терминов по теме «Свет в нашей жизни». Работа с цифровой лабораторией «Радуга», знакомство с датчиком освещенности. Исследовательская работа по группам.

11. Звук. (4ч)

Что такое звук? Как мы слышим? Частота звука. Исследовательская работа «Делаем ксилофон». Распространение звуковой волны. Эхолокация.

Пр. р. «Собираем веревочный телефон», «Лови волну».

12. Физика атмосферы. (4ч)

Атмосферные явления с точки зрения науки физики. Почему идет дождь? Почему дует ветер? Опыт: «Мини- ураган». Почему возникают торнадо?

Опыт: «Торнадо в банке». Почему сверкает молния и гремит гром? Молниеотвод, что это? Опыт: «Изменчивый воздух».

13. Работа над созданием индивидуальных проектов. (22ч)

Консультации, защита проектов, рефлексия.

Цели программы

Цель: формирование у учащихся опыта научно-исследовательской деятельности, развитие их познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.

Результат программы

Ожидается, что к концу обучения дети усвоят учебную программу в полном объёме и приобретут:

- навыки к выполнению работ исследовательского характера;

- умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить простые экспериментальные исследования, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов, оценивать полученные результаты;

- умение сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

- умение безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов;

- навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться интернет- ресурсами;

В целом, в процессе экспериментальной деятельности, организуемой по программе «Лаборатория №13», обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:

- наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;

- описывать результаты наблюдений;

- отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы;

- представлять результаты измерений в виде таблиц;

-  делать выводы;

- обсуждать результаты экспериментов, участвовать в дискуссии.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Материально-техническая база

Техническое оснащение кабинета физики:

Компьютер мультимедийный   - с выходом в интернет

Проектор, интерактивная доска

Фотоаппарат

Лабораторное оборудование

Ноутбуки

Цифровая лаборатория «Радуга»