Астрономия и космонавтика

Программа позволяет детям ответить на простые, казалось бы, вопросы: Кто был первым космонавтом? Сколько планет в Солнечной системе? Почему происходит смена времен года? Что представляют из себя современные космические аппараты?

Занятия по программе приобщают учащихся к общечеловеческим ценностям при изучении астрономии. Программа позволяет создать условия для творческой самореализации личности ребенка.

преподаватели

Булат Елена Сергеевна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Содержание программы

1.Раздел: Введение в предмет.

1.1.Тема: Введение в предмет. Инструктаж по технике безопасности

Теория: Что изучает астрономия. Связь астрономии с другими науками. Что такое Космос? Инструктаж по ТБ.

Практика: Научная игрушка «Автораскраска». Опрос по ТБ.

2.Раздел: Астрономические праздники

2.1.Тема Астрономические праздники

Вращение Земли. Смена времен года. Весеннее равноденствие. Понятие «зимнее солнцестояние». Космический Новый год. Снежинки. Понятие «весеннее равноденствие».

Практика: Виброробот. Моделирование космической елки. Моделирование снежинок Devar.

3.Раздел: Солнечная система

3.1.Тема: Солнце

Теория: Строение Солнца. Температура Солнца. Спектр. Солнечный ветер.

Практика: Эксперименты. Строение Солнца из бумаги

3.2.Тема: Солнечная система.

Теория: Планеты Солнечной системы.

Практика: Считалка о планетах. Солнечная система из бумаги.

3.3.Тема: Земля – наш космический корабль.

Теория: Форма, размеры, движение Земли. Внутреннее строение. История Земли. Континенты. Динозавры.

Практика: Земля из бумаги. Пазл «Континенты». Внутреннее строение из пластилина. Игрушка «Динозавр».

3.4.Тема: Планета Земля.Удивительные животные.

Теория: Разнообразие животных на планете Земля. Самые удивительные животные.

Практика: Научная игрушка «Кошка».

3.5.Тема: Мир в капле воды.

Теория: Сколько воды на Земле и откуда она взялась.Самый большой океан на Земле. Марианская впадина.

Практика: Научная игрушка «Батискаф».

3.6.Тема: Луна – спутник Земли.

Теория: Луна – спутник Земли. Поверхность Луны: кратеры, моря, горы.

Практика: Экспериментирование. Кратеры. Система «Земля-Луна».

3.7.Тема: Стороны света. Ориентирование.

Теория: Ориентирование по сторонам света.

Практика: Компас.

3.8. Тема: Самая большая планета Юпитер.

Теория: Планета – гигант Юпитер, характеристика, особенности.

Практика: Ураган на Юпитере. Экспериментирование.

3.9.Тема: Сатурн.

Теория: Планета-гигант Сатурн, особенности.

Практика: Выполнение планеты из дисков.

3.10.Тема: Кометы.

Теория: Из чего состоят кометы. Откуда они прилетают.

Практика: Комета из различных материалов для творчества. Экспериментирование.

4.Раздел: Вселенная

4.1.Тема: Теория Большого взрыва.

Теория: История Вселенной. Теория Большого взрыва.

Практика: Большой Взрыв из пластилина.Экспериментирование.

4.2.Тема: Вселенная Древних.

Теория: Вселенная Древних.

Практика: Поделка «Астроном».

5.Раздел: Звездное небо.

5.1.Тема: Галактики.

Теория: Что такое галактика. Галактика Млечный Путь.

Практика: Спиннер-галактика (бумага). Экспериментирование.

5.2.Тема: Созвездия.

Теория: Околополюсные созвездия. Созвездия зимнего неба.

Практика: Научные игрушки: Орион, Телец, Большая и Малая медведица.

6.Раздел: Космонавтика

6.1.Тема: Освоение Космоса. Спутники.

Теория: Запуск первого искусственного спутника Земли.

Практика: Конструирование спутника.

6.2.Тема: День Космонавтики.

Теория: Первый полет человека в космос. День космонавтики.

Практика: Ракета-оригами.

6.3.Тема: Ракеты.

Теория: Как устроена ракета. Космические скорости.

Практика: Шарик-ракета.

7.Раздел: Природные и физически явления.

7.1.Тема: Спектр.

Теория: Что такое цвет. Спектр.

Практика: Спектроскоп.

7.2. Тема: Полярное сияние.

Теория: Что такое полярное сияние и откуда оно берется.

Практика: Экспериментирование.

7.3. Тема: Вулканы.

Теория: Как образуются вулканы.

Практика: Экспериментирование.

7.4. Тема: Звук.

Теория: Что такое звук. Какие бывают звуки.

Практика: Экспериментирование. Волноватор.

7.5. Тема: Снежинки.

Теория: Что такое снежинки, интересные особенности.

Практика: Снежинки-вертушки.

7.6. Тема: Атомы и молекулы.

Теория: И чего всё состоит?

Практика: Моделирование атомов и молекул.

7.7. Тема: Необыкновенные небесные явления.

Теория: Тематическая презентация по небесным явлениям, их особенности.

Практика: Выполнение явления на выбор. Экспериментирование. Фотоаппарат.

7.8. Тема: Иллюзии. Мультипликация.

Теория: Что такое иллюзия. Как создать мультик.

Практика: Кинеограф. Волшебный кошелек.

8.1 Тема: Поиск внеземных цивилизаций.

Теория: Одиноки ли мы во Вселенной.

Практика: Инопланетянин из стаканчика.

9.Раздел: Аттестационные занятия

9.1.Тема: Аттестационные занятия.

Теория: Тематическая презентация.
Практика: Викторина

9.2. Тема: Аттестационные занятия.

Теория: Тематическая презентация. Подведение итогов года, обсуждение результатов работы группы.

Цели программы

Удовлетворение интереса учащихся к теме Космоса и взаимосвязи человека с ним через практическую творческую деятельность.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и техники; формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необхо­димости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; формирование навыков логического мышления, стремления к познанию и творчеству; формирование конструкторских навыков.

Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; развитие творческого подхода к решению задач; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты.

По окончанию программы учащиеся будут знать: о Солнечной системе: о Солнце, Луне, планетах, малых телах; о Галактике Млечный Путь; о мире звезд; о ключевых событиях освоения космического пространства.

Они будут уметь: находить на звездном небе некоторые созвездия, состоящие их ярких звезд; наблюдать за различными космическими явлениями; создавать макеты космических объектов; работать в коллективе.

У них будет развиваться интерес к космосу, стремление к познанию и творчеству, логическое и системное мышление, воображение и пространственное видение. Расширится кругозор.

У них будет воспитываться чувство коллективизма, бережное отношение к окружающему миру.

Материально-техническая база

Для успешного выполнения образовательной программы необходимо:

1.    Компьютер, проектор;

2.    Глобус Земли;

3.    Глобус Луны;

4.    Подвижная карта звездного неба;

5.    Глобус Марса;

6.    Модель Солнечной системы;

7.    Микроскоп;

8.    Мячи разного размера;

9.    Принтер, офисная бумага.

Каждому учащемуся необходимо иметь:

1.    Альбом А4;

2.    Авторучку;

3.    Фломастеры или карандаши;

4.    Набор цветной бумаги;

5.    Клей-карандаш;

6.    Ножницы;

7.    Пластилин.

Стоимость

бюджет