Шахматы

Занятия в объединении «Шахматы» способствуют развитию индивидуальных способностей учащихся, формированию логического и системного мышления, общему развитию и воспитанию школьника. Занятия шахматами повышают уровень интеллектуального развития детей, умение концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

преподаватели

Фролова Татьяна Юрьевна

Содержание программы

1. Вводное занятие. Организационное занятие. Знакомство с детьми и родителями. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Беседа «Безопасная дорога в учреждение и обратно домой».

2. История развития шахмат. Происхождение шахмат. Легенда о Радже и Мудреце. Распространение шахмат на востоке. Мат Диларам. Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в древней Руси. Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Археологические находки. Шахматы в русском былинном творчестве. Запрет шахмат византийской церковью. Шахматы в Московском государстве. Изготовление шахмат как вид ремесла. Шахматы как придворная игра.

3. Шахматный кодекс. Классификационная система. Судейство и организация соревнований. Простейшие сведения о системе шахматных соревнований. Правила турнирного поведения. Требования шахматного кодекса о записи турнирной партии. Правило «Тронул – ходи».

4. Первоначальные понятия. Нотация. Запись партии. Превращение пешки, взятие на проходе. Рокировки. Мат. Ничья. Пат. Вечный шах. Относительная ценность фигур. Тяжелые и легкие фигуры. Мат различными фигурами. Понятие о центре и флангах. Понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.

Практические занятия: Упражнение на овладение нотациями. Игра в «Морской бой». Турнирная практика с обязательным требованием записи партии. Упражнение на усвоение шахматных партий и мат различными фигурами.

5. Тактика. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: связка, двойной удар, вскрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Комбинации с мотивом спертого мата, использование слабости последней горизонтали, разрушение пешечного прикрытия, освобождение поля, линии, перекрытия, блокировки, превращение пешки, уничтожение защиты. Сложные комбинации на сочетание идей. Тактические удары, ловушки.

Практические занятия: Упражнения на освоение основных тактических идей посредством расчета и нахождения типичных комбинаций в специально подобранных примерах.

6. Стратегия. Определение стратегии. Маневрирование. Преимущества в пространстве. Пешечный прорыв в центре и образование проходной пешки. Роль центра при фланговых операциях. Открытые и полуоткрытые линии. Принципы реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания середины партии (целесообразное развитие фигур, мобилизация сил, выбор плана, определение ближайшей и последующей задачи, создание слабостей в лагере противника). Централизация.

Практические занятия: Разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии.

7. Эндшпиль. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Значение активности фигур в эндшпиле. Пешечные окончания: король и пешка против короля. Правило квадрата. Оппозиция. Цугцванг. Король и пешка против короля и пешки. Защищенная проходная пешка. Пешечный прорыв. Ферзь против пешки. Ладейные окончания. Принцип Тарраша. Позиция Филидора. Построение «Мост».

Практические занятия: Упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами посредством расчета и нахождения типичных комбинаций.

8. Дебют. Определение дебюта как подготовительной стадии к середине игры. Влияние дебюта на середину игры. Классификация дебютов. Основные принципы розыгрыша дебютов. Основные идеи итальянской партии. Быстрое развитие фигур. План в дебюте. Понятие инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за инициативу. Открытые дебюты. Гамбиты. Основные идеи гамбита, Эванса, королевского гамбита шотландской партии. Испанская партия. Практические занятия: Упражнения на освоение основных тактических идей посредством расчета и нахождения типичных комбинаций в специально подобранных примерах.

9. Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. Участие юных шахматистов в классификационных соревнованиях. Разбор сыгранных партий с преподавателем.

10. Индивидуальные занятия. Проводятся по усмотрению педагога в любое время года.

11. Конкурсы решения задач, этюдов и нахождение комбинаций. Понятие о шахматной композиции. Правила проведения конкурсов, решение задач и нахождение комбинаций.

Практическое занятие: Решение задач, этюдов, нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с темами «Тактика» и «Эндшпиль».

12. Итоговое занятие. Подводятся итоги за год. Рассматриваются достижения каждого кружковца, вручаются классификационные билеты и дается задание на лето.

Цели программы

Создание благоприятных условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Результат программы

Учащиеся должны
1. Знать:

- правила игры и турнирного поведения;

- элементарные основы шахматной игры, тактики и стратегии;

- иметь представление об истории и происхождении шахмат;

- основные тактические идеи;

- основные приемы на основе примеров известных шахматистов; - нормы этикета при игре в шахматы.

2. Уметь:

- применять полученные теоретические знания на практике;

- записывать партии;

- владеть знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;

- разыгрывать несложную партию;

- участвовать в соревнованиях.

Особые условия проведения

Программа предназначена для учащихся разного возраста от 6 до 15 лет, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры.

Материально-техническая база

Оборудование:

·               магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами;

·               шахматные часы;

·               комплекты шахматных фигур с досками;

·               проектор;

·               компьютер.

Наглядный материал:

·               таблицы к различным турнирам;

·               раздаточные материалы для тренинга;

·               вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

·               словарь шахматных терминов;

·               шахматные журналы.