В последнее время приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения становится физкультурно-оздоровительная работа. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здоровье детей; недостаточная организация профилактики заболеваний. Поэтому педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения свою деятельность направил на создание здоровьесберегающей модели, направленной на становление здоровой, творческой, интеллектуальной, духовной, физически развитой личности воспитанников.
В связи с этим весьма актуально создание и использование в дошкольном образовательном учреждении новых форм и методов работы с детьми по формированию элементарных навыков и умений по самосохранению, укреплению их здоровья и воспитанию привычки к здоровому образу жизни и активизации двигательной деятельности. Программа адаптирована для детей ОВЗ и детей инвалидов.
Принципы:
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
• Учёт возрастных и психологических особенностей детей.
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
• Игровая форма подачи материала.
• Сотрудничество Организации с семьей.
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
преподаватели
Адамян Бавакан Давитовна-педагог высшей квалификационной категории, призер педагогического конкурса "Педагог года ДОУ-2020", педагог дополнительного образования детей и взрослых. Шунькина Снежана Николаевна-педагог дополнительного образования.
Содержание программы
Перспективное планирование кружка «ВАЛЕОЛОГИЯ» Планирование кружка с октября по май.
Представлен в данном разделе на октябрь месяц.
Месяц
Группа
Тема
Цели
Октябрь
1 неделя
младшая
Ситуация: «Как помочь больному»
Беседа: «Откуда берутся болезни» Чтение: «Сказки о микробах»
Формировать представления дошкольников о здоровье
средняя
«Что такое здоровье?»
«Рыцарь в доспехах»
Формировать представления дошкольников о здоровье и его составляющих: двигательной активности и закаливании, правильном питании.
Беседа о скелете и осанке
прощупывание костей головы, рук, ног.
проверка осанки, измерение роста, веса.
опыт: как поднимать и переносить тяжести.
· приёмы оказания первой помощи при травмах костей.
старшая
«Здоровая пища», интернет ресурсы
«Полезные и вредные привычки», Карепова Т.Г. с. 71
Ø Рассказать детям о продуктах питания и об их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание».
Ø Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Формировать сознательный отказ от вредных привычек.
подгото-
вительная
«Страна здоровья»
«Сохрани свое здоровье сам»
Ø Познакомить с новым предметом - валеология. Начать приобщать детей к проблеме сохранения своего здоровья.
Раскрыть сущность здорового человека, здорового образа жизни.
Указать пути, ведущие к здоровому образу жизни и сохранению здоровья.
Ø Закрепить в сознании детей понятие «Гармония».
Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоравливания, уметь оказывать себе элементарную помощь; Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
2 неделя
младшая
Проблемная ситуация «Сильный - слабый»
Д/и «Угадай мое настроение»
Формировать представления дошкольников о здоровье
средняя
«Резиновые двигатели»
Беседа о мышцах и о том, как их укрепить
выполнение комплекса упражнений для всех групп мышц.
перетягивание каната.
· игра – имитация «Куклы тряпичные. Куклы деревянные».
старшая
«Путешествие в страну Неболейку»,
интернет ресурсы
Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (массаж, закаливание). Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
подгото-
вительная
«Витамины укрепляют организм»
Познакомить с понятием «витамины». Закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины.
Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
3 неделя
младшая
Развлечение: «Чистота - залог здоровья!»
Д/и «Вредно - полезно»
о полезных продуктах, в которых содержатся витамины.
Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
средняя
Развлечение: «Чистота - залог здоровья!»
Д/и «Вредно - полезно»
о полезных продуктах, в которых содержатся витамины.
Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
старшая
«Внешнее строение тела человека», Клепинина З.А. с. 10
Ввести понятие «тело человека», познакомить детей с внешним строением тела человека, учить различать и правильно называть отдельные части тела.
подготовительная
«Внешнее строение тела человека», Клепинина З.А. с. 10
Ввести понятие «тело человека», познакомить детей с внешним строением тела человека, учить различать и правильно называть отдельные части тела.
Цели программы
Цели:
• определить педагогические основы проблемы формирования представлений о своем организме у детей;
• выяснить влияние знаний о человеческом организме на становление и развитие самопознания, самооценки, «образа Я» у детей;
Результат программы
Дети должны получить первичные представления о некоторых внутренних органах, коже, желудке, кишечнике, крови, мозге, их местонахождении, значении и знать их основную функцию.
• Различать понятия «часть тела» и «орган».
• Показывать на анатомическом фартуке проекции некоторых внутренних органов.
• Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
• Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье,
• Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней
Формы работы: НОД, беседы, праздники, развлечения, дидактические игры, подвижные игры, режимные моменты.
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Особые условия проведения
нет ограничений
Материально-техническая база
групповые комнаты, макет скелета человека, пособия и плакаты по здоровьесбережению, дидактические игры.
1. Давыдова М.В Корепанова «Познаю себя».
2. Т. Зайцев «Уроки Мойдодыра».
3. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье»
4. Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход»
5. Зимонина В.Н «Расту здоровым»
6. Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы»
7. Колобанов В.В. Уроки Мойдодыра. Уроки Айболита.
8. Чумаков Б.Н. Валеология.
9. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья.