"Валеология"

В последнее время приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения становится физкультурно-оздоровительная работа. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здоровье детей; недостаточная организация профилактики заболеваний. Поэтому педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения свою деятельность направил на создание здоровьесберегающей модели, направленной на становление здоровой, творческой, интеллектуальной, духовной, физически развитой личности воспитанников. 

В связи с этим весьма актуально создание и использование в дошкольном образовательном учреждении новых форм и методов работы с детьми по формированию элементарных навыков и умений по самосохранению, укреплению их здоровья и воспитанию привычки к здоровому образу жизни и активизации двигательной деятельности.  Программа адаптирована для детей ОВЗ и детей инвалидов.

Принципы:

•        Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

•        Учёт возрастных и психологических особенностей детей.

•        Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

•        Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

•        Игровая форма подачи материала.

•        Сотрудничество Организации с семьей.

•        Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 

преподаватели

Адамян Бавакан Давитовна-педагог высшей квалификационной категории, призер педагогического конкурса "Педагог года ДОУ-2020", педагог дополнительного образования детей и взрослых.                                          Шунькина Снежана Николаевна-педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Перспективное планирование кружка «ВАЛЕОЛОГИЯ»  Планирование кружка с октября по май.

Представлен в данном разделе на октябрь месяц.

Месяц
Группа
Тема
Цели
Октябрь

1 неделя
младшая
Ситуация: «Как помочь больному»

Беседа: «Откуда берутся болезни» Чтение: «Сказки о микробах»
Формировать представления дошкольников о здоровье
средняя

 
«Что такое здоровье?»

«Рыцарь в доспехах»

 
Формировать представления дошкольников о здоровье и его составляющих: двигательной  активности и   закаливании, правильном питании.

Беседа о скелете и осанке

прощупывание костей головы, рук, ног.
проверка осанки, измерение роста, веса.
опыт: как поднимать и переносить тяжести.
·        приёмы оказания первой помощи при травмах костей.
старшая

 
 «Здоровая пища», интернет ресурсы

«Полезные и вредные привычки», Карепова Т.Г. с. 71
Ø Рассказать детям о продуктах питания и об их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание».

Ø Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Формировать сознательный отказ от вредных привычек.
подгото-

вительная

 
«Страна здоровья»

«Сохрани свое здоровье сам»
Ø Познакомить с новым предметом - валеология. Начать приобщать детей к проблеме сохранения своего здоровья.

Раскрыть сущность здорового человека, здорового образа жизни.

Указать пути, ведущие к здоровому образу жизни и сохранению здоровья.

Ø Закрепить в сознании детей понятие «Гармония».

Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоравливания, уметь оказывать себе элементарную помощь; Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
2 неделя
младшая
Проблемная ситуация «Сильный - слабый»

 Д/и «Угадай мое настроение»
Формировать представления дошкольников о здоровье
средняя

 
«Резиновые двигатели»  

 
Беседа о мышцах и о том, как их укрепить

выполнение комплекса упражнений для всех групп мышц.
перетягивание каната.
·        игра – имитация «Куклы тряпичные. Куклы деревянные».
старшая

 
 «Путешествие в страну Неболейку»,

интернет ресурсы
Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (массаж, закаливание). Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
подгото-

вительная

 
«Витамины укрепляют организм»
Познакомить с понятием «витамины». Закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины.

Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
3 неделя

 
младшая
Развлечение: «Чистота - залог здоровья!»

 Д/и «Вредно - полезно»
о  полезных продуктах, в которых содержатся витамины.

Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
средняя
Развлечение: «Чистота - залог здоровья!»

 Д/и «Вредно - полезно»
о  полезных продуктах, в которых содержатся витамины.

Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
старшая

 
«Внешнее строение тела человека», Клепинина З.А. с. 10
Ввести понятие «тело человека», познакомить детей с внешним строением тела человека, учить различать и правильно называть отдельные части тела.
подготовительная

 
«Внешнее строение тела человека», Клепинина З.А. с. 10
Ввести понятие «тело человека», познакомить детей с внешним строением тела человека, учить различать и правильно называть отдельные части тела. 

Цели программы

Цели:

•        определить педагогические основы проблемы формирования представлений о своем организме у детей;

•        выяснить влияние знаний о человеческом организме на становление и развитие самопознания, самооценки, «образа Я» у детей;

Результат программы

Дети должны получить первичные представления о некоторых внутренних органах, коже, желудке, кишечнике, крови, мозге, их местонахождении, значении и знать их основную функцию.

•        Различать понятия «часть тела» и «орган».

•        Показывать на анатомическом фартуке проекции некоторых внутренних органов.

•        Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

•        Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и  факторах, разрушающих здоровье,

•        Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней

Формы работы: НОД, беседы, праздники, развлечения, дидактические игры, подвижные игры, режимные моменты.

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические. 

Особые условия проведения

нет ограничений

Материально-техническая база

групповые комнаты, макет скелета человека, пособия и плакаты по здоровьесбережению, дидактические игры.

1.     Давыдова М.В Корепанова «Познаю себя».

2.     Т. Зайцев «Уроки Мойдодыра».

3.     Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье»

4.     Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход»

5.     Зимонина В.Н «Расту здоровым»

6.     Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы»

7.     Колобанов В.В. Уроки Мойдодыра. Уроки Айболита.

8.     Чумаков Б.Н. Валеология.

9.     Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья.