"Школа мяча"

Исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей - дошкольного возраста показывают, что функциональные возможности детей среднего дошкольного возраста не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологической потребностью ребенка в движении. При недостатке двигательной активности влияющей на состояние здоровья и работоспособность растущего организма возникает целый ряд неблагоприятных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.

Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию. С этой целью в нашем детском саду организован кружок «Школа мяча», который предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья.

Работа такого кружка является одним из новых и эффективных средств повышения двигательной активности детей. В системе физического воспитания дошкольников действия с мячом занимают важное место. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку.

Упражнения с мячами разного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение.

Они укрепляют мышцы, удерживают позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

В действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. При передвижении по площадке ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге с приставным шагом.

Включается в работу левая рука, что важно для полноценного физического развития ребенка. Развиваются не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивается подвижность в суставах кисти пальцев рук. Структура занятий позволяет удовлетворить высокую двигательную потребность детей дошкольного возраста.

При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.

Программа «Школа мяча» физкультурно-спортивной направленности,является адаптированной, ознакомительной.

преподаватели

Сульдяйкина Екатерина Сергеевна

Содержание программы

Формы работы с детьми:

Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом. Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.

Количество детей, посещающих кружок, составляет примерно от 12 до 24 человек. Предполагается проведение по одному занятию в неделю средней группе и по два занятия в неделю в старшей группе, во вторую половину дня в спортивном зале продолжительностью 20 -30 минут. Сентябрь является адаптационным периодом для детей, посещающих дошкольное учреждение, и поэтому в это время педагог знакомится с детьми и их родителями в повседневной обстановке, проводит диагностику, выявляет детей, желающих посещать занятия. Кружок начинается проходить с октября месяца.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Отличительные особенности данной программы: систематизирована структура организации занятий; направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. 

Методы, приемы обучения детей упражнениям и играм с мячом:

v показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей;

v пояснение и показ упражнений;

v повторение упражнения;

v использование схематичных изображений - алгоритмов выполнения упражнений;

v творческие задания;

v игровые и соревновательные задания

Организация образовательной деятельности:

На занятиях и вне занятий:

v Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом.

v Дети должны освоить технику игры в волейбол, баскетбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча

или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения)

v Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину, подача мяча, перебрасывание мяча через сетку.

v Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами.

Предполагаемые результаты по реализации программы: укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя комфортно в большом коллективе, умение владеть мячом на достаточно высоком уровне.

 №
Раздел
Всего часов
Теория
Практика
1
Диагностика
4
 
4
2
История возникновения мяча
1
1
 
3
Беседа о спортивной игре «волейбол»
1
1
 
4
Беседа о спортивной игре «баскетбол»
1
1
 
5
Беседа о спортивной игре «футбол»
1
1
 
6
Броски мяча
4
 
4
7
Отбивание мяча
3
 
3
8
Перебрасывание мяча
4
 
4
9
Упражнение с футболами
2
 
2
10
Забрасывание мяча в цель
4
4
 
11
Ведение мяча
5
 
5
12
Перебрасывание мяча через сетку
2
2
 
 
Итого:
32
9
23

 №
Раздел
Кол-во
Теория
Практика
1
Диагностика
6
 
6
2
История возникновения мяча
2
2
 
3
Броски мяча
10
 
10
4
Подбрасывание мяча
4
 
4
5
Перебрасывание мяча в парах
6
 
6
6
Перебрасывание мяча через сетку
10
 
10
7
Отбивание мяча
6
 
6
8
Забрасывание мяча в корзину
6
 
6
9
Знакомство с мячами - фитболами
      2
2
 
10
Упражнения с мячами - фитболами
      8
 
                  8
11
   Метание
       2
2
 
     12
  Итоговое
      2
 
                  2
 
     Итого:
     64
6
                 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

        Обогащение    двигательного    опыта    детей     за    счет     усвоения разнообразных действий с мячом на достаточно высоком уровне.

Результат программы

Предполагаемые умения и навыки

Средняя группа

v действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал;

v играть с мячом, не мешая другим;

v согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в командных видах (эстафета или поточный метод);

                                                         бросать и ловить мяч:

 

v двумя руками снизу вверх;

v двумя руками снизу вверх с хлопком впереди, за спиной;

v передача в парах двумя руками снизу;

v передача в парах двумя руками из-за головы;

v передача друг другу в разных направлениях стоя, сидя;

v передача в парах двумя руками от груди;

v передача мяча через сетку;

v выбрасывание мяча ногой вперед.

метать мяч:

v     с расстояния 2 - 2,5 м в обруч, в корзину, расположенную на полу, двумя руками снизу;

v в вертикальную цель с 3-4 м;

v в баскетбольный щит с места;

v в баскетбольный щит с ведением;

v метать набивной мяч с расстояния 2-2,5 м. в цель (ворота)

 

отбивать мяч:

v на месте правой, левой рукой;

v на месте правой с передачей из правой руки в левую ;

v правой, левой рукой с продвижением вперёд, змейкой;

v ловить мяч ногой.

 

                                                                                 Старшая группа

                                                                                  вести мяч:

v с продвижением вперёд, змейкой, по кругу;

v приставным шагом;

v с поворотом, бегом;

v правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке;

v с изменением направления движения, с остановкой на сигнал;

v ногой в движении;

v с передачей напарнику;

v с дополнительными заданиями.

 

                                                                  бросать мяч в кольцо:

 

v двумя руками из-за головы;

v двумя руками от груди;

v забрасывание с трех шагов;

v после ведения (с фиксацией остановки);

v одной рукой от плеча;

бросать мяч в ворота:

v с ударом по неподвижному мячу;

v с ударом по движущемуся мячу.

v вести и передавать мяч парами с продвижением вперёд (ходьба, бег);

v перебрасывание мяча через сетку, отбивание толчком двух ладоней;

v перебрасывание 2 мячей одновременно в парах с помощью рук;

v передача мяча в парах с помощью ног;

 

Особые условия проведения

ограничений не предусмотрено

Материально-техническая база

Материально - техническое обеспечение.

Для полноценных занятий и проведения мероприятий необходимы: Спортивный зал с хорошим освещением, и необходимым для занятий инвентарём. На окнах - сетки, лампы защищены, просторный, хорошо проветриваемый, свободной серединой и спортивными пособиями и инвентарём, используемыми по прямому назначению.

Помещение для хранения спортивного инвентаря и другого имущества необходимого для занятий, спортивных досугов.

v мячи разного веса и диаметра (детские резиновые, волейбольные, футбольные);

v баскетбольные корзины;

v волейбольная сетка;

v футбольные ворота;

v набивные мячи;

v мячи – хоппы;

конусы-ориентиры