- Главная
- Направления
- Художественная
- Литературное творчество
- "Литературная гостиная"
"Литературная гостиная"
Деятельность «Литературной гостиной», играющей положительную роль в формировании личности человека-гражданина, является важным звеном в сложной структуре внеклассной работы, поскольку обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом.
Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.
В программе представлена система занятий, основанная на интересе, который появляется у детей в процессе изучения поэзии. Учащиеся на заседаниях кружка учатся работать со словом, знакомятся с литературными терминами, выполняют творческие задания, способствующие пониманию содержания стихотворений, открывают тайны поэтического мастерства, углубляют теоретические знания по теории литературы, знакомятся с писателями и поэтами родного края и их творчеством.
Каждое занятие кружка способствует развитию разных сторон читательского восприятия: эмоциональной отзывчивости, умения понимать содержание произведения в связи с его подробным лингвистическим анализом, открывающим красоту русского языка. Содержание материала должно обладать новизной, что позволит развивать интерес и любовь к поэзии, а умелая организация занятий должна обеспечить диалог между произведением искусства и учеником.
Актуальность состоит в социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
преподаватели
Марачева Марина Александровна
Содержание программы
Вводное занятие. Искусство общения. Из истории русского театра. Театральные жанры. (Обзор).
Что такое литературная гостиная. Общение. Виды общения. Литература и общение. Искусство и общение. Игры и обряды – основа первых театральных жанров. Театрализованные зрелища («Пещерное детство»). Ауто – род драматических представлений XIV в. Маскарады, карнавалы, интерлюдии, морески, маски (театральные зрелища). Мистерии – жанр западноевропейского религиозного театра XIV – XV в.в. Ярмарочный театр XVI – XVII в.в. (фарсы, моралите). Университетские (студенческие) театры.
Основные понятия:
- театральный жанр, интерлюдия, мистерия, фарс, моралите, юмор, сатира.
Театр XX века.
МХАТ – новый этап в развитии мирового театрального искусства. К.С. Станиславский и В.Н. Немирович-Данченко. Театр современной драматургии (А.П.Чехов и М.Горький) Актеры МХАТА: М.Г.Савицкая, О.Л.Книппер-Чехова, В.И.Качалов, И.М. Москвин и др. Панорама театральной жизни 20х годов. (Традиционные театры, студийные, «левые» театры, агитационные). Студии (3 студия МХАТА – театр им. Е.Б.Вахтангова – театр Е Б.Вахтангова; Камерный театр А.Я.Таирова; театр имени Моссовета Ю.А.Завадского)
«Говори правильно». Основы техники речи. Литературоведение.
Орфоэпические нормы. Дикция. Речевой самоконтроль. Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Интонация – средство звучащей речи. Смысловое, образное, изобразительное, грамматическое, эмоциональное единство. Логическое ударение. Пауза психологическая и логическая. Юбилейные литературные даты. Искусство быть читателем. Техника медленного чтения.
Основы актерского мастерства. Творческая мастерская. «Этот мир очарований. Этот мир из серебра».
Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие. Основы художественного чтения. Вводная беседа. Живое слово и его значение. Идейно-тематический анализ произведения. Многообразие форм выступления. Логика речи. Основы поэтического творчества. Первые шаги в познании поэзии. Буквальное и поэтическое содержание Поэзия и штампы Формы анализа поэтического произведения. Поэтическое ма-стерство. Стихотворные размеры. Литературно-музыкальная композиция «Поэзия Серебряного века». Эстетические основы и декларации поэтических индивидуальностей. Психологический и поэтический облик. Сопоставление творчества поэтов серебряного века. Проблема лирического героя.
Основы искусствознания. Театр XX века. Панорама театральной жизни.
Искусство и культура. Виды искусства. Уважение к труду работников искусства, культура поведения в театре, кинотеатре, музее, выставочном зале, филармонии. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Особенности творческого тру-да драматурга, актера, режиссера, музыканта, художника театра, композитора. Костюм. Грим. Обстановка действия. Декорационное оформление. Музыка в спектакле. Значение света и цвета. Правда и условность на сцене. Условный театр. Новаторские идеи В.Э.Мейерхольда. А.Блок и его лирические драмы «Незнакомка», «Балаганчик». Спектакль по пьесам и стихам А.Блока «Балаганчик». Составление сценария. Особенности сценического воплощения характеров литературных персонажей в условиях условного театра. Особенности мизансцен (« Мизансцены – это ноты, по которым зритель как бы читает мелодию»). Хореографическое воплощение характеров (Музыка, движение, свет – элементы условного театра).
Спектакль «Мелкие случаи, или театральная возня» (по рассказам М.Зощенко, А.Аверченко).
Ирония и юмор как отражение обывательских черт человека. Актуальность рассказов. Особенности речи персонажей. Живой разговорный язык. Отражение темы театра, культуры в произведениях.
Основные понятия:
- ирония, юмор, сатира.
Время перемен. 60 – 70 г.г. в театральном искусстве. (Обзор.)
Театр – студия «Современник». БДТ. Московский театр драмы и комедии на Таганке. (В. Высоцкий – актер театра.). Театральный бум. Провинциальные театры.
Литературно-музыкальная композиция по русской и зарубежной литературе.
Средневековый культ Прекрасной Дамы. (Луи Демазюр, Жорфуа Рудель). Сонеты Ф.Петрарки, Шекспира, Ронсара, В.Брюсова. Понятие сонета. Образ Прекрасной Дамы в сонетах. Эпизоды свиданий. Комическое и трагическое начало. (Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта».) Эпоха великих авантюристов и романтиков. (М.Цветаева «Приключение».). Театр романтический, с развевающимися плащами, тайнами, игрой воображения. Отношение к любви как к игре чувств. Тема разлуки и верности. (А.Вознесенский «Юнона и Авось». Песня «Я тебя никогда не забуду»).
Заключение. Роль театра в обществе.
Конец XX – начало XX в.в. Новые тенденции в театральном искусстве.
Цели программы
Предоставление возможности ученикам проявить себя и добиться успеха, проявить свои творческие способности, самореализоваться и самоутвердиться. Формирование у обучающихся представлений о характере профессиональной деятельности актеров, режиссеров, суфлеров, гримеров, костюмеров. Воспитание личности, обладающей активной жизненной позицией.
Результат программы
Личностные УУД:
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей;
- потребность в самовыражении через слово;
- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении;
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- совершенствование всех видов речевой деятельности;
- овладение выразительным чтением;
- приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Предметные УУД:
- осознанно воспринимать и понимать текст поэтических произведений;
- выразительно читать поэтические произведения, соблюдая соответствующую интонацию;
-строить устные выступления и письменные работы, используя в своей речи художественные приемы;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства;
- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных формах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Регулятивные УУД:
—самостоятельно работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
—работать в парах и группах, участвовать в литературно-музыкальных композициях, проектной деятельности, литературных играх;
—определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в беседе об изучаемом поэтическом произведении, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в обществе;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
· пользоваться словарями, справочниками, другими источниками информации;
· осуществлять анализ и синтез;
· устанавливать причинно-следственные связи.
Материально-техническая база
- кабинет; - актовый зал.
- костюмы;
- ноутбук; - проектор;
- театральный реквизит.