Жизненные навыки

В содержании начального образования до сих пор существует определенный дисбаланс межу развитием рационального и эмоционального интеллекта, последнему уделяется недостаточно внимания. По сути, эмоциональный интеллект детей, их социальная компетентность не являются объектами направленного развития в рамках школьного обучения, так как традиционно считается, что место этим проблемам-в семейном воспитании. В стабильном обществе социальные и жизненные навыки естественным образом транслируются ребенку семьей или формируется в процессе наблюдения за поведением взрослых.

Такие критерии развития личности, как социальная интегрированность, самостоятельность и достоинство, нельзя направленно формировать. Эти человеческие качества появляются сами собой вследствие успешного решения личностью определенных жизненных задач. Программа «Жизненные навыки» интересна уже тем, что формирует жизненные задачи возраста знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения. Эта программа-первая ступень систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения, которую обязательно должна проводить школа.

Под руководством ведущего-психолога дети в течение всей начальной школы, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Новизной данной работы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании занятий, но также использование этой логики как основы для выбора тем и навыков.

Содержанием программы стали не высшие психические функции, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, — то есть субъективный мир человеческой души. В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир.

Данная программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка.

преподаватели

Петифорова Светлана Викторовна

Содержание программы

1. Для чего нужны вещи? Чтобы возвышать одного человека над другим? Нет, хотя, иногда их так используют. Чтобы помочь выразить свою индивидуальность? Грандиозные переживания по поводу параметров вещей, задаваемых внешними социальными факторами – модой, престижем, ценой, - характерны для еще молодых или нарушенных личностей. Настоящее, подлинное всегда просто. Посмотрите на вещи стариков – им присущи добротность, удобство, исправность. И любую из них они готовы отдать нам, своим детям. Нам ничего не надо, говорят они. Потому что смысл жизни не связан с обладанием вещами.

2.Мое и чужое – вечная тема конфликтов между людьми. Важно уметь цивилизованно обращаться с вещами, в том числе и чужими.  Золотое правило: обходись с чужими вещами так, как ты хотел бы, чтобы обходились с твоими вещами, которые для тебя важны и имеют ценность.

3. Деликатность. С помощью вещей легко почувствовать, что такое уважительная дистанция. Некоторое пространство нужно каждому человеку. Уважая этот факт, можно проявить свое хорошее отношение к другому. Найдите расстояние, удобное для него и для вас. Проявление деликатности – уважения к другому – нормальная черта уважающего себя человека.

4. Ценность вещей относительна. И преходяща, если речь идет о моде, увлечении, о том, чтобы быть как все. Иногда вещи, необходимые зимой, кажутся ненужными летом. Хотя именно через вещи дети впервые ставят задачу быть не хуже других. Иногда отсутствие каких-то вещей – это маркер того, что ты – «белая ворона». Но чаще всего мода на вещи проходит, а их ценность определяется обстоятельствами.

5. Есть особые вещи. Они хранят воспоминания или имеют значение талисманов. Часто без такой вещи не начинаешь важного дела. А некоторые вещи напоминают об особых отношениях, которые не заканчиваются, если даже человек, который тебя любил, не с тобой. В таких вещах хранятся чувства. Их нельзя выбрасывать никогда.
1.   Страдание – противоположность радости. Казалось бы, оно – «плохое чувство», но только на первый взгляд. Почему страдания облагораживают? . Мудрые люди, даже мужчины, не боятся горевать. Они делают это искренне и, как правило, без свидетелей.

2.  В страдании человек учится заботиться о себе. Слово «печалиться» раньше означало в русском языке «заботиться», а вовсе не «горевать». 

3.   Печалиться – значит прощаться с чем-то очень хорошим. По  плохому никто не плачет. Поэтому, если я знаю, из-за чего мне грустно, я могу предположить, что для меня дорого. Так я узнаю себя в своей непостижимой таинственной сущности. Прикасаясь к тому, что, оказывается, люблю.

4.  Когда человек печалится, его душа открыта, и в ней происходит какая-то важная таинственная работа, что-то, что человеку очень нужно. При этом нельзя печалиться по команде, что-то, над чем мы не имеем власти, приходит, и печаль накрывает человека – не важно, взрослый он или ребенок.

5.  Если я оплакиваю что-то ушедшее, это хорошее продолжает жить в моем сердце. А значит, пока я жив и могу помнить, я не теряю возможности прикасаться к ценности. Она со мной, лишь в другом виде. Так что мы никогда не потеряем совсем того, что решились полюбить. Даже если нам придется плакать об утрате, погоревав, мы сохраним любовь. Такова природа человека.

 

Печаль и радость.
1.  Пол мужской или женский – дан человеку от рождения. И хотя развитие взрослых (половых) признаков у некоторых одноклассников уже началось (этот период называют «пубертат»), тема отличий мальчиков и девочек имеет пока скорее философское значение. Тело пока молчит. А как оно будет себя вести, если заговорит? Чего ждать от пубертата? 

2. Идеал мужчины и идеал женщины. Как важно размышлять об этом в 10 лет. Каким ты хотел бы быть? Каким не хотел бы? Удивительные открытия: самые важные человеческие качества – доброта, ум, честность, преданность, чувство юмора и мужество – не имеют полового признака, они нужны и мужчинам, и женщинам. Все это мы находим в любимых героях. 

3. Уважение мужчины к женщине – признак мужской силы. Честь дворянина, рыцарство, прекрасная дама, трубадуры. Помогаем маме вынести мусор и сходить в магазин. Пропускаем вперед и придерживаем двери, помним, что мальчики от природы сильнее девочек.

4. Уважение женщины к мужчине – признак женской мудрости. Забота и любовь, верность и нежность. Умение разговаривать у женщин от природы лучше, чем у мужчин. Потому именно женщины вместо агрессии предлагают самое мудрое в ситуации конфликта – поговорить и послушать друг друга.

5. Приставания отличаются от ухаживаний отсутствием уважительной дистанции. Тот, за кем ухаживают, чувствует себя очень дорогим и ценным человеком, а тот, к кому пристают, - смущенным и озадаченным. Важно не перепутать. 

Заключительное.
На этих занятиях актуализируются знания, полученные за четыре года изучения курса.

Жизненные навыки: история обучения.

Итоговое.

Диагностика личностных особенностей учащихся.

Цели программы

Цель программы – развитие эмоционального интеллекта, формирование умения младших школьников адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями.

Результат программы

Планируемые результаты освоения курса «Жизненные навыки»

 

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

1)          эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

2)          развитие эстетических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

3)          установка на здоровый образ жизни;

ученик научится:

Метапредметные результаты

познавательные:

Ученик научится:

1)         делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

2)         строить сообщения в устной и письменной форме;

3)         строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

у обучающихся будут сформированы:

регулятивные:

1)         уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

2)         адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

3)         уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

учащийся научится:

коммуникативные:

1)         адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

2)         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;

3)         формулировать собственное мнение и позицию;

4)         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

В результате освоения программы:

учащийся получит возможность научиться:

1)         иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

2)         осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

3)         осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

4)         уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

5)         учитывать и координировать  в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

6)         учитывать разные мнения и интересы, обосновывать свою позицию;

7)         продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всей участников.