Изостудия

программа предназначена для расширения предметных знаний по изобразительному искусству, развития познавательного интереса и повышения общей культуры детей. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.

преподаватели

Кравчук А.В., учитель изобразительного искусства

Расписание

2 часа в неделю

Содержание программы

 

Содержание программы

                                    Вводное занятие (1 часа).

Вводное занятие. Техника безопасности. Основы цвета. Формы. Линия. Пятно.

Общие требования безопасности

К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Опасность возникновения травм:

·       при работе с острыми, колющими и режущими инструментами;

·       при работе с красками;

·       при нарушении инструкции по ТБ.

В кабинете должна находиться аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

Требования безопасности перед началом  уроков

1.    Подготовить необходимые материалы и инструменты.

2.    Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.

3.    Входить в кабинет спокойно, не торопясь.   

4.    При слабом зрении надеть очки.

5.    Надеть рабочую одежду – нарукавники, фартук.

Требования безопасности во время занятий

1.    Выполнять все действия только по указанию учителя.

2.    Не делать резких движений во время работы.

3.    Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

4.    Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами.

5.    Не покидать рабочего места без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1.    При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

2.    При возникновении пожара в кабинете немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.

3.    При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.

Требования безопасности по окончании занятий

1.    После окончания работы произведите уборку своего места.

2.    Вымойте лицо и руки с мылом.

3.    Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

 

    Правила пользования рисовальными принадлежностями

                       и соблюдения гигиенических норм.

 

1.    Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по партам карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы красками.

2.    Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук.

3.    Для слива грязной воды необходимо иметь ведро.

4.    Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.

5.    Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.

6.    Нельзя краски пробовать на вкус.

7.    Бумага должна прикрепляться к рисовальной доске или мольберту с помощью кнопок, чтобы она не двигалась во время работы.

8.    Рисовальные принадлежности должны храниться в специально отведённом месте.

9.    Готовые рисунки должны храниться в папках, а объёмные поделки в шкафу.

10.После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран.

11.После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.

12.На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.

 

    Основные цвета (первичные цвета) — условно выбранные, «базисные» цвета, при смешении которых в разных пропорциях можно получить все остальные цвета и оттенки. В живописи, так как в полиграфии и фотографии свой набор основных цветов. Если смешать между собой красные, синие и желтые цветовые волны, то получится белый цвет. Эти цвета разные по светлоте, в которой яркость на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите контраст. При смешении трех основных цветов между собой по парам. Мы получим еще три новых цвета.

    2.     Художественные материалы (2 часа). На уроках по изобразительному искусству преподаватель обязательно должен использовать наглядность. Она повышает активность, предупреждает ошибки детей, служит натурой, объектом изображения. Наглядность можно разделить на несколько видов: предметная, объемные модели, учебно-методические таблицы, репродукции картин, рисунки, произведения ДПИ, демонстрационные наглядные-педрисуноки. Демонстрации могут проводиться при помощи технических средств обучения, таких как: аудио, диапроектор, проектор. К материально-техническим средствам относятся бумага, карандаши, резинка, уголь, мел, пастель, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра и другие материалы, инструменты, принадлежности. С помощью этих материально-технических средств осуществляется изобразительная деятельность. Бумага. В процессе обучения рисованию применяют  рисовальную, чертежную бумагу, стараясь, умело использовать свойства каждой.  Карандаш простой. Для рисования применяют графитовый карандаш, преимущественно гранёной формы, средней мягкости — Ми 2М. острием графита рисуют тонкие линии и штрихи, а его боковой частью проводят более толстые линии и выполняют тушевку. Готовя карандаш к работе, острым ножом стачивают деревянную оправу на 25-30 мм и обнажают графит на 8-10 мм, заостряя его конец, чтобы он покалывал как иголка. Резинка. Для рисования применяют резинки только мягкие, остроугольные: они не разрушают поверхность бумаги и незаметно удаляют остроугольной частью отдельные линии и небольшие пятна тона. Палитра - это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивая краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на рисунок. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттенки цвета.

    Точка - это очень меленький элемент в изображении. Например, отдельно лежащая меленькая ягода в натюрморте или небольшие полевые цветы на фоне огромного поля можно считать точками. Для композиции они служат в качестве центра или для уравновешивания других более крупных объектов.  Из точек может состоять и все изображение.

   Линия образуется в изображении за счет соприкосновения разноцветных или разно тональных пятен, являясь их контуром. Также линия может быть самостоятельной на контрастирующем с ней фоне или быть образованной за счет расположенных в ряд или по другой траектории точек. Линии придают динамичность композиции. .

   Пятно - это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Пятно всегда имеет границу, даже если она не имеет четких очертаний. Пятна в изображении составляют большую его часть. Они формируют основу композиции, заполняя собою все ее пространство. Для восприятия композиции важную роль играют форма, цвет и соотношение размеров всех пятен в изображении.

3.    Композиция. Графика. Иллюстрация.  (4 часа). В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно  различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются благодаря четкому композиционному построению. Восприятие произведения также зависит от его композиции.

Основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции, следующие: передача движения (динамики), покоя (статики), учет пропорции золотого сечения, передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Графика.  Один из древнейших видов искусства, включающих рисунок, который, с одной стороны, может быть составной частью графики, с другой — выступать в качестве самостоятельного произведения. Рисунок составляет начальную стадию работы над произведениями пластических искусств. Графика более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством выступает сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика — один из распространенных видов искусства. С одной стороны, графические произведения кажутся простыми и лаконичными при восприятии, с другой — создать графическое изображение крайне сложно, поскольку на листе бумаги художнику необходимо передать форму предмета, создать иллюзию объема, отразить световой поток или, наоборот, обобщить форму. И все это нужно выполнить простыми средствами, доступными каждому.

4.   Виды изобразительного искусства. (8 часов) Изобразительное искусство – группа видов художественного творчества,  воспроизводящих визуально воспринятую действительность. К ИИ относятся: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Живопись - один из основных видов ИИ; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов. Это –ИИ, создание художественных образов красками. Скульптура – (лат. вырезаю, высекаю) – вид ИИ, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердого или пластического материалов.

Графика – один из видов ИИ. В отличие от живописи основным средством выражения графики является рисунок. Архитектура– (греч. «главный строитель») – строительное искусство, зодчество. Один из древнейших видов искусства, выражающий в культовых и общественных сооружениях мировоззрение народа в конкретно-историческую эпоху, определяющий художественный стиль.  Декоративно-прикладное искусство – (лат. «украшаю») вид искусства, имеющий свой особенный художественный смысл и свою декоративную образность и вместе с тем непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.

5.   Жанры изобразительного искусства. (2 часа) Портрет  – жанр изобразительного искусства, отличающийся изображение одного человека или группы людей.

Исторический жанр  посвящается значимым историческим событиям и явлениям. В основном он обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если их историческое значение признано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно смыкается с батальным жанром при изображении исторических баталий, крупных сражений и военных событий. Батальный жанр посвящён темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем также называют произведение этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую власть составляет изображение морской стихии – марина. Натюрморт - жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевлённых предметов, но включать и природные формы. 

6.        Иллюстрация к сказке.  Разбор персонажей, светотень ( 4 часа). Замечательным иллюстратором русских народных сказок был известный художник Иван Яковлевич  Билибин (1876-1942гг.) Его творчество широко известно в русской художественной культуре.

Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста -Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Сестрица Аленушка  и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др. Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина.

Просмотр слайд-шоу с иллюстрациями  И.Билибина.

7.    Портрет мамы (2 часа).  Рисунок лица человека на портрете - это одно из самых сложных направлений в живописи. Размеры портрета определяют его вид. Изображение может быть погрудным, поколенным, поясным или во весь рост. Поза предполагает три ракурса: лицом (анфас), поворот "три четверти" в ту или другую сторону и в профиль. Портрет как жанр изобразительного искусства, содержит в себе безграничные возможности реализации художественных замыслов. Сначала делается набросок, затем непосредственно рисунок. (Рисуем поэтапно портрет, от простого)

8.        Пейзаж «Зимние забавы» ( 2 часа). Пейзаж - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов (городской архитектурный пейзаж - ведута).

9.   Подготовка к выставке. «Новогоднее настроение» (8 часов). Основной целью коллективных просмотров явилось приобщение детей к художественному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию изобразительного искусства, формирование художественного вкуса и интересов.

10.     Праздничная открытка. Персонажи  новогоднего маскарада. ( 8 часов). Для детей младшего школьного возраста предлагается создание несложной Новогодней открытки. Поэтапно за педагогом дети повторяют все действия. Так же на доске предоставлены же готовые примеры открыток. Необходимо, перед началом работы провести инструктаж по ТБ. Работа с ножницами и клеем требует особого внимания. Рабочее место необходимо держать в чистоте. Предновогоднее настроение создать достаточно просто. Немного сложнее с маскарадными костюмами. Ребенок выполняет работу не за одно занятие, старается прорисовать детали, передать настроение. Просмотр репродукций, видео.    

11.    Строение и пропорции. Урок  мужества «мужской образ»( 6 часов). Рисование военной техники. Этот праздник подчёркивает патриотизм, силу духа и верность воинскому долгу тех, кто оберегает свободу и независимость нашей страны. Этот праздник напоминает нам о том, что все самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если понадобиться, защитить свою Родину.

Это праздник людей мужественных и сильных, истинных патриотов своей страны. И таких людей немало. Это большой раздел, который включает в себя: портрет (мужской образ), военную технику, открытку для пап и дедушек.

12.      Натюрморт в живописи (свет и тень) ( 4 часов). Цветы  для дорогого человека. Изготовление цветов.

Натюрморт– это жанр изобразительного искусства, изображающий группу неодушевленных предметов. На картине или фотографии могут быть цветы, фрукты, посуда и другие предметы, расположенные так, чтобы получилась гармоничная композиция. Для рассматривания с детьми отбираются картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично. Репродукции:  П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Левитан «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски», И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И. Михайлов «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон». К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа, например: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»; П. Крылов «Цветы на окне» и другие.

13.    Рисуем животных разными способами. Передать среду обитания.(6 часов). Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных. Мир животных очень интересен для ребенка. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение. Главная задача педагога при этом заключается не только в том, чтобы научить рисовать различных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своим воспитанникам умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ.

14.     Узор в быту. Виды узора. Гжель. Хохлома.  Основные  цвета. (4 часа). Узоры в народном стиле отличаются не только красотой. Они несут в себе информацию об основах мироздания. Самые древние мотивы появляются в орнаментах разных народов.  Хохломская роспись, золотая хохлома, обширный пласт культуры российской. Символом росписи в стиле "хохлома" является огненная Жар-птица, сказочный персонаж. Столица промысла - город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода.  Художественная составляющая промысла также имела значение, поскольку талантливые мастера встречаются не часто, а обучения, как такового, не было. Презентация «Хохлома». Дети должны уметь различать и рисовать завитки.

15.   Народные мотивы  в искусстве. Былины. Сказочные персонажи. (5 часов). Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. .
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия. Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, двери.

16.      Рисование фигуры человека.  ( 4 часа ). Тело человека способно совершать самые разнообразные движения: передвигаться шагом, бегать, прыгать, производить какую-то работу. При всех этих движениях происходят изменения внешней формы тела. Изменения формы происходят даже без каких-либо заметных движений фигуры. Живой человек не может долго оставаться без движения. Мышцы, находясь в статическом напряжении, устают гораздо сильнее, поэтому человек, оставаясь в какой-либо позе, постоянно ее слегка меняет. Детям предлагается изобразить фигуру человека. Рассматривание последовательности рисования на технологической карте. Показ изображения фигуры человека педагогом с использованием игровых приемов показа. Этапы рисования.

17.  Итоговое занятие. Оформление выставки творческих работ обучающихся.  ( 2 часа). Отчет о работе изостудии.

Цели программы

обучение детей основам изобразительной грамоты и активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщение к достижениям мировой художественной культуре.

Результат программы

В результате реализации программы предполагаются достижения определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети должны знать специальную терминологию, получают представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

Особые условия проведения

Формы и режим занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие- педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой  программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие- педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают  преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры- специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятия по памяти- проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную  память.

Тематическое занятие- детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребенка.

Занятие импровизация- на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребенка, раскрепощают его.

Занятие проверочное- ( на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить  детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное занятие- строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

Материально-техническая база

§  помещение (кабинет);

§  качественное электроосвещение;

§  столы и стулья;

шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;

 инструменты и материалы (бумага для акварели, бумага офисная белая, бумага цветная, карандаши цветные акварельные, карандаши простые, картон цветной, картон белый большой, альбомы для эскизов, карандаши, краски акриловые, краски акварельные, гуашь, клей-карандаш, ножницы, канцелярские принадлежности;

компьютер;

принтер;

мультимедиа для просмотра презентаций и пошаговых мастер-классов.

Стоимость

-